Багаевскому гидроузлу назначили дополнительную экологическую экспертизу

Экспертный совет при правительстве РФ считает, что проект строительства Багаевского гидроузла нуждается в дополнительной проработке. До 1 марта специалисты должны составить обновленный перечень рисков, исходя из которых заказчику проекта (Росморречфлоту, ФБУ "Азово-Донская бассейновая администрация" и Минтрансу РФ) необходимо подготовить решения о минимизации негативного влияния объекта на окружающую среду. Кроме экологических члены Открытого правительства поставили под сомнения и экономические расчеты проекта, согласно которым к 2020 году грузооборот на реке Дон вырастет до 18 - 19 миллионов тонн. Сегодня, по разным оценкам, главная водная артерия области способна обеспечить перевозку 12 - 13 миллионов тонн грузов.

Напомним, масштабный инфраструктурный объект, который должен быть построен к 2020 году, повысит уровень воды в Нижнем Дону до необходимого, для того чтобы легко пропускать крупнотоннажные корабли морского класса.

В правительстве Ростовской области считают, что необходимость строительства гидроузла назрела уже давно, по целому ряду причин. Первая проблема, по словам чиновников, - сложность с обеспечением жителей региона питьевой и технической водой. Дескать, Цимлянское водохранилище обмелело и уже не набирает своей проектной отметки. Уменьшается объем воды в реке Дон, в итоге страдает орошение и полив, рыбное хозяйство, промышленное производство. Например, в прошлом году возникла критическая ситуация с обеспечением водоснабжения в шахтерских территориях региона, где даже пришлось ввести режим ЧС. Новочеркасская ГРЭС была вынуждена несколько раз проводить аварийные остановки. Не менее важная причина - сложности в работе водного транспорта. Обмеление многих участков Нижнего Дона приводит к ограничению габаритов водных путей, а в маловодные годы может привести и к полному прекращению судоходства для крупнотоннажного флота, говорят в правительстве региона.

Участок от Кочетовского гидроузла до Багаевского райцентра считается самым проблемным. Более 75 процентов всего проходящего здесь флота нуждается в увеличении габаритов пути. Простои судов в ожидании необходимых глубин, пропуск других плавсредств и составов на участках с односторонним движением выросли и будут увеличиваться в дальнейшем, уверяют инициаторы проекта. В связи с этим необходимость сооружения Багаевского гидроузла обсуждалась еще в 50-е и позже - в 80-е годы прошлого века. Но из-за отсутствия финансирования строительство так и не начали.

Однако местные жители, да и некоторые эксперты, говорят о том, что возможный экономический эффект несопоставим с экологическим уроном, который будет нанесен реке Дон и ее акватории в целом. По их словам, уникальная местная флора и фауна будет уничтожена, вода подтопит огромные заповедные территории, поселки и земли сельхозназначения. Только имущественный ущерб местным жителям и предприятиям составит сотни миллионов рублей, не говоря уже о не поддающемся оценке экологическом риске.

- Нам говорят о необходимости перекраивать Дон в угоду экономической целесообразности, что само по себе очень спорно, - говорит местный житель, предприниматель и общественный деятель Юрий Малик.

Кроме того, некоторым экспертам сомнительными кажутся прогнозы относительно грузопотока на реке Дон. Предполагают, что грузооборот вырастет до 18 - 19 миллионов тонн к 2020 году, однако в последние годы в стране снижается деловая активность. Многие ведущие специалисты говорят о том, что экономику ждет много лет стагнации или, в самом лучшем случае, скромный рост.

При этом, по словам предпринимателя, они не против строительства. Смущают же их скоропалительность, с какой делаются расчеты, и найденные в документах нестыковки.

- Нужно еще раз более внимательно изучить проект, причем сделать это обязательно под общественным контролем, - добавляет Юрий Малик.

Впрочем, в Ростовской области немало и более решительно настроенных граждан. В прошлом году в Интернете была опубликована петиция с требованием остановить строительство. Ее подписали уже несколько тысяч человек.

- Даже прямой экономический эффект от этой операции подсчитать невозможно, его просто не может быть, ведь основную прибыль получит турецкий перевозчик, который годами не платит в наш бюджет ни копейки налогов, - говорится в документе. - У нас только-только начала возрождаться популяция осетров, увеличивается количество уникальных рыбца и шемаи. В связи с этим оживает туризм. Плотина окончательно уничтожит всю ценную донскую рыбу, подтопит несколько населенных пунктов. А главное, что этот один из самых красивых участков реки с заповедными островами и песчаными пляжами превратится в заросшее камышом болото.

Между тем, по словам экс-министра сельского хозяйства Ростовской области Вячеслава Василенко, ущерб для местной рыбы будет не столь существенным.

- Когда будет построен Багаевский гидроузел, наполнится Маныч и прилегающие озера, возможности для нереста рыбы будет гораздо больше. Возведение рыбоходного канала в пойме Дона позволит рыбе идти на нерест, минуя гидроузел, - рассказал чиновник.

Тем не менее жители местных хуторов направили несколько обращений в федеральные органы власти с требованием провести независимую оценку проекта. В том числе они попросили проверить фирму, выигравшую конкурс на проектирование.

Мнение

Клим Григоренко, младший научный сотрудник Института аридных зон ЮНЦ РАН:

- Багаевский гидроузел - это палка о двух концах. Он позволит облегчить перевозку нефти и других товаров по реке Дон. Но при этом проектирование Багаевского гидроузла никак не изменит гидрологическую ситуацию в Ростове. Дон как был маловодным, так и останется. Уровень воды будет выше только в нагоны. Но при этом, когда будет образовываться нагонная волна, она будет упираться в плотину. Уровень воды, соответственно, будет расти. А в периоды сгонов Дон будет мелеть, и суда не смогут ходить через дельту Дона ниже Багаевского гидроузла.