Повторное совершение этого правонарушения влечет наложение административного штрафа в размере от 50 тысяч рублей до 100 тысяч рублей или обязательные работы на срок до 200 часов. По словам депутатов, ввести административную ответственность за вандальное обращение с произведениями искусства вынуждают действия различных активистов. В качестве примеров агрессивной цензуры авторы законопроекта назвали погром выставки Вадима Сидура в Манеже и скандальное происшествие на выставке работ американского фотографа Джока Стёрджесса. "Для меня облить мочой фотографии и броситься с ножом на Джоконду - преступления одного порядка, только разной степени тяжести. И вандалы боятся только одного - строгого наказания", - сказал Станислав Говорухин.
Это стало привычным делом: некие группы людей варварским способом "наводят порядок" в музеях, театрах, выставочных залах - и остаются безнаказанными. По крайней мере так было до сих пор. И вот на заседании Совета по культуре и искусству Владимир Путин заявил, что "любые хулиганские выходки, попытки сорвать спектакль, выставку абсолютно недопустимы и должны пресекаться по всей строгости закона". Но и в самой творческой среде, добавил президент, "должна быть определена грань между циничным, оскорбительным эпатажем и творческой акцией". О недопустимости цензуры в искусстве Путин сказал и в своем Послании Федеральному Собранию: "Никто не может запретить свободно мыслить и открыто высказывать свою позицию... При этом, конечно, считаю неприемлемой и встречную агрессивную реакцию, тем более если она выливается в вандализм и нарушение закона. На подобные факты государство будет реагировать очень жестко".
Социологи фонда "Общественное мнение" (ФОМ) между тем отмечают ослабление массового интереса к культуре. За последние два года число тех, кто лично интересуется культурными событиями, сократилось с 75 процентов до 58. А по данным ВЦИОМ, каждый пятый россиянин никогда не был в театре, каждый второй был там "когда-то", но практически никогда театр не посещает. Половина российских граждан не ходит в кино, а 13 процентов вообще никогда не были в кинотеатре. Более 40 процентов населения ничего не слышали о "Ночи в музее", треть слышали, но не собираются посещать, 27 процентов респондентов признались, что ни разу не были в музее. При этом 46 процентов граждан, опрошенных социологами ФОМ, считают допустимым запрет театральных постановок, кинофильмов, выставок или книг.
По сравнению с апрелем 2015 года число людей, считающих недопустимым контроль государства над сферой искусства, сократилось: тогда против цензуры выступали 56 процентов граждан, теперь - 47. На взгляд опрошенных, поводом для запрета тех или иных произведений для людей старше 18 лет может быть обращение к теме однополых отношений (70 процентов), использование нецензурной лексики (70), наличие сцен насилия и убийства (66), критика или ирония в адрес церкви (47), постельные сцены (46). По мнению 20 процентов участников исследования, художественные произведения сейчас подвергаются цензуре больше, чем в советские годы. Более 60 процентов респондентов считают, что давление государства на деятелей культуры уменьшилось, а 8 процентов полагают, что цензура осталась на прежнем уровне.
Устанавливать для искусства запретные зоны в России умели во все времена. Варварство и вандализм в отношении "неправильных" произведений тоже случались, достаточно вспомнить свирепо разогнанную - "бульдозерную" - выставку московских авангардистов в Битцевском парке. Тогда, 15 сентября 1974 года, в роли "бульдозера" выступало государство. Само. Как единственно полномочный цензор. Помыслить было невозможно, что оно позволит уличным "искусствоведам", вооруженным землеройной техникой, на свой вкус решать, какое искусство "советское", а какое "антисоветское", какое "нравственное", а какое "безнравственное". Столь же невероятным представлялось, что некая "общественность" сочтет себя вправе самостийно расправляться с художественной "ересью". Все это было бы дерзким покушением на государственную монополию в цензуре.
В современной России свобода творчества гарантируется Конституцией. Никаких официальных запретов в сфере искусства власть не практикует. "Я не ощущаю цензуру сверху, - говорит режиссер Павел Лунгин. - Я странным образом ощущаю, что цензура как будто делегирована вниз. И есть определенные группы, которые называют себя активистами. Эти люди выражают некое мнение. И это мнение в принципе подавляет художника. Мне кажется, что эта цензура снизу очень опасна, потому что агрессивна. Человек имеет право не любить, не ходить, не смотреть, быть против, но при этом не имеет права запрещать и разрушать".
Четкую грань между художественной провокацией и провокацией, скажем, неких "энтузиастов" провести подчас очень непросто. Ее проводят воспитание, вкус, чувство меры, а они у всех разные. В том числе и у тех, чьи чувства то и дело чем-нибудь "оскорбляются". Внесенный в Госдуму законопроект - это попытка защитить искусство и тех, кто его создает, от цензуры снизу.