Напомним, что мэры, главы муниципалитетов, муниципальные депутаты и служащие МСУ по закону обязаны декларировать доходы и расходы, имущество, а также не иметь счетов в зарубежных банках. Однако за прошедшие годы так и не был выработан механизм контроля за соблюдением этих антикоррупционных мер, сообщил первый зампред Комитета Госдумы по безопасности Эрнест Валеев. Поэтому в поправках, которые внес в Госдуму Владимир Путин, прописано решение этой проблемы.
Итак, новой функцией губернаторов станет контроль за достоверностью деклараций указанной категории чиновников и депутатов. В случае предоставления неправильных или неполных данных глава региона сможет обратиться с заявлением о досрочном прекращении полномочий служащего в орган местного самоуправления либо подать в суд.
Профильный комитет единогласно поддержал поправки. Глава комитета Василий Пискарев доказывал их важность, ссылаясь на статистику: более 50% коррупционных преступлений совершаются руководителями и депутатами МСУ. Поправки логичны: публично отчитываются высшие должностные лица, и их проверяют - так и местные чиновники не должны оставаться без контроля. Сейчас привлечь мэра к ответственности за коррупционные нарушения может только местный совет депутатов, который, очевидно, в большинстве случаев не рискнет предпринимать такие действия.
В профильном комитете считают, что инициированное президентом нововведение поможет выстроить единую антикоррупционную вертикаль во всех органах и ветвях власти.
Но не получится ли, что в результате принятия поправок возникнут конфликты между губернаторами и мэрами? Такой опасности нет, сказал "РГ" профессор НИУ ВШЭ Олег Матвейчев. По его оценке, конфликты между мэрами и губернаторами были характерны скорее для 1990-х, а теперь сохраняются лишь в отдельных регионах (это, например, Иркутская область). Да и предпосылок для появления новых конфликтов на региональном уровне поправки не создают. Ведь что мэр может предъявить губернатору? Что он "неправильно" проконтролировал проверку декларации?
Глава правления Центра политтехнологий Борис Макаренко согласен, что конфликты на региональном уровне, как говорится, устаканены. "Больше волнует, соответствует ли такая идея Конституции? - сказал он "РГ". - Ведь органы местного самоуправления не входят в систему госвласти". Второй повод для сомнения политолога: "Ответственность на губернатора возлагают, а дают ли ему инструмент контроля? Ведь без данных налоговых органов, органов внутренних дел не удастся проверять данные в декларациях на достоверность. А губернатор - не командир над этими структурами".
Некоторые комментаторы президентских поправок предлагают пойти дальше на пути создания антикоррупционной вертикали - конфисковывать имущество тех, кто недостоверно отчитывается о "нажитом непосильным трудом". Идея заманчивая, но сугубо популистская, считает Олег Матвейчев: конфисковывать можно только то имущества, насчет которого доказано, что оно нажито преступным путем.
Комитет Госдумы по регламенту предлагает отменить фиксированный "час голосования" на пленарных заседаниях, а также не принимать законопроекты во втором и в третьем чтениях в один день. Об этом журналистам рассказал первый заместитель председателя комитета Валерий Иванов. "Комитет сегодня согласился направить в думские фракции и в Совет Госдумы одобренное комитетом изменение, которое отменяет "час голосования"", - сообщил Валерий Иванов.
Сейчас есть фиксированный "час голосования" (он начинается в 17.00), когда депутаты приступают к голосованию по проектам законов, рассмотренным ранее в течение планерного заседания. Теперь же парламентариям предлагается голосовать сразу после обсуждения инициативы.
Кроме того, для повышения качества законотворческого процесса палата отказывается от практики ускоренного принятия законопроектов. Комитет по регламенту рекомендовал к рассмотрению на Совете Думы поправки, которые отменяют возможность принятия законопроекта во втором и в третьем чтении в один день. Согласно поправкам, такой подход теперь будет возможен только в исключительных случаях по решению Совета Госдумы, сказал Иванов. Напомним, проблема совмещенных вторых и третьих чтений поднималась в выступлении спикера Госдумы Вячеслава Володина на открытии весенней сессии.