Как "Рай" обошел "Экипаж" на вручении премии "Золотой Орел"

Кинематографическая премия "Золотой Орел", которая в этом году вручалась Национальной академией кинематографических наук и искусств России в 15-й раз, получилась особенной. Но не только потому, что оценивала фильмы, которые вышли в Год российского кино, что отметил в своем обращении, озвученном в начале церемонии министром культуры Владимиром Мединским, президент РФ: "нынешняя Премия особая... и стать ее лауреатом особенно почетно и ответственно". И не только оттого, что, как отметил Президент Академии и глава Союза кинематографистов Никита Михалков, это юбилейная - 15-я церемония. Когда еще можно было увидеть глав двух наших кинематографических академий - "Ники" и "Золотого орла" - братьев Никиту Михалкова и Андрея Кончаловского, которые с двумя златокрылыми статуэтками (третья сияла в руках Юлии Высоцкой - лучшая женская роль, фильм "Рай"), выходили из зала после церемонии, по-семейному обнявшись, символизируя собой единение многих процессов, которые происходят в отечественном кино?

Андрей Кончаловский, получив второго "Орла" за фильм "Рай" как за лучший (он также был награжден за самую сильную режиссуру), так и сказал со сцены: "Отдельная благодарность от меня, как от президента другой кинематографической премии "Ника" - он не случайно сделал на этом акцент.

В преддверии объявления самых главных призов церемонии на сцену вышли другие два брата - Игорь и Вадим Верники. Они вручали приз в номинации "Лучшая роль второго плана" (среди женщин-актрис ее получила Елена Яковлева - единственная, кто не пел в первой российской караоке-комедии "Самый лучший день", среди мужчин - Сергей Шакуров, сыгравший отца главного героя в фильме "Экипаж"). Братья долго шутили по поводу того, кто же из них самих на первом плане, а кто - на втором, и говорили о том, что в разные времена кто-то из них выходил вперед, кто-то оказывался позади. То же самое можно сказать о двух видных представителях и лидерах нашей кинематографической элиты. В разные времена на первый план выходили Кончаловский и Михалков - и картины, которые они создавали, и академии. Но когда братья стоят рядом, обнявшись и глядя в глаза друг другу - нет лучшего знамения для нашего кинематографа.

Министр культуры Владимир Мединский в своем выступлении также напрямую обратился через кинематографическую аудиторию к зрителям с просьбой поддержать отечественное кино - "проголосовав" за него походом в кинотеатры все семьей. "Голливуд без вашего кинобилета проживет, а вот наш российский кинематограф очень в вас нуждается", - сказал он. И в этом плане премия "Золотой Орел" 2017 года в целом послужила ответом на посыл министра - и отобранными номинантами, и тем, как распределились призы. Хотя элемент неожиданности все же присутствовал.

Главная интрига разворачивалась между "Раем" и "Экипажем" - какой фильм получит приз, как лучший. "Экипаж" - самый кассовый фильм Года Российского кино - был представлен в 10 номинациях и получил пять призов. Номинаций у "Рая" было гораздо меньше - пять. Но главные призы получил именно этот фильм. Тут сошлось все. И то, что эта картина в 2016-м году получила "Серебряного Льва" в Венеции за режиссуру, и то, что она попала в шорт-лист "Оскара", правда, не прошла при этом в окончательную номинацию как "Лучший фильм на иностранном языке". Но нашим киноакадемикам "Оскар" всегда был не указ. Они решали так, как считают нужным, и как более будет понятно в России. В данном же случае признание фильма подтвердилось на всех уровнях - и международном, и внутри страны.

Накануне вручения "Золотого Орла" Андрей Кончаловский получил Европейскую премию толерантности за эту работу. А то, что "Рай" в России признали лучшим именно в день, когда отмечается 72-я годовщина с того времени, как советские войска освободили Аушвиц, - вообще символично для всей мировой общественности. "Сегодня 27 января, День памяти жертв Холокоста. Надеюсь, что наш фильм внёс вклад в то, что это никогда больше не повторится", - сказал со сцены Андрей Сергеевич.

Что ж - следующий проект, к которому пишут сценарий Андрей Кончаловский и Елена Киселева (они же вместе работали над сценарием "Рая" и были также номинированы на "Орла" в категории "лучший сценарий"), будет посвящен Микеланджело. Пожелаем им, чтобы и он обрел такой же отклик - и в России, и в мире. На "Орле" же награду за лучший сценарий получил Юрий Арабов - речь о фильме Николая Досталя "Монах и бес". Несколько ярких выступлений запомнятся после 15-й церемонии вручения "Золотого Орла", и одно из них - именно Арабова, который, после того, как поблагодарил академиков за поддержку нашей "утлой лодочки" в мире самолетов и больших кораблей (он имел в виду фильм "Монах и бес" на фоне "Ледокола" и "Экипажа"), рассказал о реальном состоянии дел в наших региональных кинотеатрах на примере города Кольчугино во Владимирской области, где он сейчас живет: "там никто не слышал о фильме "Монах и бес". Там есть один кинотеатр...и в нем "крутят" совсем другие фильмы". "Мы пустились в реформу, не отработав прокат", - подчеркнул писатель и сценарист, выступая перед теми, от кого зависит будущее российского кино.

Следующий проект, к которому пишут сценарий Андрей Кончаловский и Елена Киселева (они же вместе работали над сценарием "Рая"), будет посвящен Микеланджело

Кульминацией церемонии стало вручение самого почетного приза "За вклад в историю российского кинематографа". Интригу держали до последней минуты - кто именно получит награду. И поколению, которое восхищается британским сериалом "Шерлок", полезно будет узнать в первую очередь, что награду получил российский актер, признанный лучшим Шерлоком Холмсом всех времен и народов - Василий Ливанов. Накануне народный артист России и рыцарь ордена Британской империи получил Орден Почета из рук президента РФ на церемонии вручения государственных наград за достижения в науке, здравоохранении, искусстве и производстве.

"Прошу никого не удивляться, что я при орденах, - сказал хорошо знакомым и таким любимым зрителями голосом Василий Ливанов на "Золотом Орле". - Я уже второй день так. Нужно при каждом удобном случае надевать ордена, пока они, как сказала Фаина Георгиевна Раневская, не превратились в похоронные принадлежности. Я не буду никого благодарить из актёров - режиссёров - родственников. Буду думать, что я это сам заслужил!"

Весьма неожиданным оказался "Орел", полученный в номинации "Лучшая мужская роль" Иваном Янковским за роль Германа в картине Павла Лунгина "Дама Пик". Большинство "киноболельщиков" прочили награду Даниле Козловскому или Петру Федорову. Однако иногда стоит вручать престижные статуэтки, что называется, на пике восхождения карьеры. Тем более что в свое время, в 2004 году, деду Ивана - народному артисту СССР Олегу Янковскому был вручен "Золотой Орел" за работу в картине "Бедный, бедный Павел". Иван в кулуарах сказал, что поставит свою статуэтку дома - рядом с дедушкиной.

Следует подчеркнуть еще одно отличие премии этого года. "Золотой Орел" вручался в трех новых номинациях. За лучшие визуальные эффекты - тут победила команда, обеспечившая их фильму Николая Лебедева "Экипаж", за лучший грим - тут лауреат Елена Фомичева (картина "Дама Пик" Павла Лунгина). А также - впервые оценили короткометражное кино. Среди представленных работ все три были сильны. Но академики отдали предпочтение фильму "Мама" Кирилла Плетнева.

Поскольку все три номинации ввели в соответствии с новыми тенденциями, проявляющимися в нашем кино, нельзя не отметить, что академики понимают важность совместной работы кино и телевидения. Лучшим мини-сериалом (до 10 серий) стала российская версия британского "Лютера" - сериал "Клим". Константин Лавроненко, сыгравший в нем человека-волка (он же следователь), - получил главный приз за лучшую мужскую роль на телевидении. Среди женщин выделили Ольгу Погодину, исполнившую роль легендарной советской дрессировщицы Маргариты Назаровой, и не побоявшейся неоднократно до, во время и после съемок, войти в клетку с хищниками. А лучшим сериалом был назван "Тихий Дон" Сергея Урсуляка. Генеральный продюсер канала "Россия 1" Антон Златопольский во время вручения награды честно признался, с какой опаской каждый раз они берутся за экранизации - поскольку ответственность невероятно большая. Однако, окончив одну работу, тут же приступают к новой. Златопольский намекнул, что скоро зрителей ждет еще одна большая экранизация, но не сказал, какая именно. Рискнем предположить, что речь об "Анне Карениной" Карена Шахназарова - постеры этого фильма встречали на "Золотом Орле" всех гостей, приходящих в легендарный Первый павильон киностудии "Мосфильм".

Так что в ответ на слова министра культуры российские зрители и рады бы "голосовать" рублем и включением каналов за российское кино, лишь бы кинематографисты выпускали качественный и достойный продукт.

Подробно

Полный список лауреатов

Лучший фильм:

"Рай"

Лучшая режиссерская работа:

Андрей Кончаловский - "Рай"

Приз за вклад в историю мирового кинематографа:

Василий Ливанов

Лучший короткометражный фильм:

"Мама"

Режиссер Кирилл Плетнев

Лучшая женская роль в кино:

Юлия Высоцкая - "Рай"

Лучшая мужская роль в кино:

Иван Янковский - "Дама Пик"

Лучшая мужская роль второго плана:

Сергей Шакуров - "Экипаж"

Лучшая женская роль второго плана:

Елена Яковлева - "Самый лучший день"

Лучшие визуальные эффекты:

Студия CGF - "Экипаж"

Лучшая работа художника по костюмам:

Татьяна Патрахальцева - "Дуэлянт"

Лучшая работа художника-постановщика:

Андрей Понкратов - "Дуэлянт"

Лучшая операторская работа:

Максим Осадчий - "Дуэлянт"

Лучшая работа художника по гриму и пластическим спецэффектам:

Елена Фомичева - "Дама Пик"

Лучший монтаж фильма:

Константин Ларченко - "Экипаж"

Лучший сценарий:

Юрий Арабов - "Монах и бес"

Лучшая работа звукорежиссера:

Алексей Самоделко - "Экипаж"

Лучшая музыка к фильму:

Артем Васильев - "Экипаж"

Лучший анимационный фильм:

"Кот и мышь"

Режиссер Наталья Чернышова

Лучший зарубежный фильм в российском прокате:

"Выживший" / Revenant (Двадцатый Век Фокс СНГ)

Лучший неигровой фильм:

"Кровавые бивни"

Режиссер Сергей Ястржембский

Лучшая мужская роль на телевидении:

Константин Лавроненко - "Клим"

Лучшая женская роль на телевидении:

Ольга Погодина - "Маргарита Назарова"

Лучший телевизионный сериал (более 10 серий):

"Тихий Дон"

Режиссер Сергей Урсуляк

Продюсер Антон Златопольский

Лучший телефильм или минисериал (до 10 серий):

"Клим"

Режиссер Карен Оганесян

Продюсер Александр Цекало