В Российском историческом обществе, председателем которого остается Сергей Нарышкин, организовали выставку "350 лет отечественному государственному кораблестроению. Штрихи к истории". И в тот же день на ту же тему провели «круглый стол» с участием упомянутых и других высокопоставленных руководителей, экспертов, известных ученых, архивистов, деятелей культуры и краеведов.
"Позвольте, - резонно тут спросить, - разве не историки убедили нас в том, что регулярный флот в России начали строить при Петре I - на рубеже XVII-XVIII веков? И разве не в 1996 году мы широко и дружно отпраздновали 300-летие Российского флота и юбилейную медаль по этому случаю выпустили?"
Так-то оно так, да не совсем - отвечают все те же историки с архивистами. Военные корабли - это, конечно, Петр I. А дело корабельное началось в России с указа его отца. 29 июня 1667 года царь Алексей Михайлович повелел приступить к строительству 22-пушечного фрегата "Орел" в селе Дединово под Коломной. В недавнем интервью "Российской газете" об этом факте напомнил президент Объединенной судостроительной корпорации Алексей Рахманов.
В нынешнем году, по его словам, есть знаковая дата, прямо связанная с историей судостроения в России: "В 1667 году, то есть 350 лет назад, царем Алексеем Михайловичем на государственные средства в селе Дединово Луховицкого района Московской области был заложен первый российский военный корабль - фрегат "Орел". Император Петр I об этом факте не забыл и с размахом продолжил начатое отцом". К выставке, которая открылась в РИО, архивисты разыскали и личное суждение Петра I на этот счет: "Хотя намерение отеческое не получило конца своего, однако же достойно оно есть вечного прославления, понеже от начинания того, яко от доброго семени, произошло нынешнее дело морское".
Судьба у корабля-одиночки, построенного в рекордные два года, оказалась крайне недолгой и не очень боевой. Переведенный на Каспий, он был вскоре захвачен и разорен (по другим данным - сожжен) бунтовщиками Стеньки Разина. Уточнить эти и узнать другие подробности можно на выставке в Доме Российского исторического общества (Москва, ул. Воронцово поле, 13 стр.1).
Как сообщили устроители, экспозиция подготовлена фондом "История Отечества", Объединенной судостроительной корпорацией и Российским историческим обществом при участии Российского государственного архива Военно-морского флота, Российского государственного архива древних актов, Адмиралтейских верфей и Новодевичьего Богородице-Смоленского монастыря.
Председатель РИО Сергей Нарышкин, открывая на правах хозяина заседание "круглого стола", счел уместным провести аналогии между эпохой и реформациями Петра и тем, что сегодня происходит в России и у ее границ. "Санкционная шизофрения, развязанная рядом западных стран, до сих пор еще не прошла", - отметил выступавший. И это, по его словам, дает повод глубже всмотреться в историю международного протекционизма, промышленных войн и экономических санкций. Разговор о зарождении и нынешнем, новом подъеме российского судостроения - лишь первая ласточка. "Мы открываем серию дискуссий об истории становления отечественной промышленности, - обозначил перспективы Сергей Нарышкин. - Это важный и не до конца изученный пласт нашей истории".
Досье "РГ"
Фрегат "Орел", заложенный по указу царя Алексея Михайловича в селе Дединово Коломенского уезда (ныне - Луховицкого района Московской области) в 1667 году, предназначался изначально для охраны русских торговых судов на Каспийском море. И хотя раньше, в 1636 году, в России уже был построен парусный корабль западноевропейского типа "Фредерик", его не считают российским, так как он нес флаг Шлезвига-Гольштейна.
В мае 1668 года "Орел" был спущен на воду, внутрикорабельные работы и внешнюю отделку завершали на плаву - в том числе зимой 1668-1669 годов. По сохранившимся отчетам, строительство корабля обошлось казне в 2221 рубль. Его вооружение составили 22 пищали, 40 мушкетов, ручные гранаты и 40 пар пистолетов.
Капитаном "Орла" (название фрегат получил в апреле 1669 года) назначили голландца Давида Бутлера, в матросах - одни иностранцы. С такой командой корабль и отправился 7 мая из Дединова в Астрахань. А там, по одной из версий, уже через год он был захвачен и разорен восставшими казаками Разина.