Кронштадтцы раскритиковали программу туристического развития города

С этого года Санкт-Петербургский международный военно-морской салон будет проходить на территории Кронштадта - об этом заявили накануне представители Западного военного округа. Демонстрация инноваций кораблестроения должна привлечь в город туристов и, нужно сказать, это не единственный проект, преследующий такие цели. По словам властей, к 2020 году остров Котлин будет готов принимать по три миллиона гостей в год. Местные жители относятся к таким перспективам скептически. Корреспондент "РГ" узнал, почему эксперты с ними согласны.

Сделать Кронштадт туристической меккой пытаются уже который год. Пару лет назад в прошлом закрытый военный город хотели превратить в "креативный остров" с арт-центрами, а летом предлагали делать из него нечто вроде Новой Голландии и проводить многочисленные фестивали. Хотели организовать здесь и рыбацкую деревню, куда бы приезжали ловить корюшку, а еще развивать экстремальные виды отдыха. В прошлом году планы приобрели более конкретные очертания: помещения одного из бывших военных городков передали "Ленфильму" под филиал, знаменитый Петровский док - под музей затонувших кораблей (работа над этими двумя проектами уже ведется).

На прошедшей в Петербурге в конце января неделе, посвященной импортозамещению в туризме, представители администрации города вновь заверили: потенциал есть. В частности, именно на эту сферу пойдет часть средств из почти трех миллиардов рублей, выделенных на развитие острова до 2020 года. Будут строить гостиничные комплексы, так как отсутствие мест размещения, по словам властей, - одна из серьезных "туристических" проблем города. Открывать морской филиал столичного военно-патриотического парка "Патриот" с показом боевых кораблей, вышедших из состава ВМФ, проводить ежегодные фестивали военных оркестров, и даже само празднование Дня Военно-Морского Флота с этого года перенесут из Петербурга в Кронштадт. Также будут открывать новые музеи, что-то (пока, правда, непонятно, что именно) делать с местной достопримечательностью - историческими фортами.

При этом сами кронштадтцы планы на новую жизнь родного города воспринимают, мягко говоря, без энтузиазма. В социальных сетях они обмениваются мнениями, главная мысль которых: до того как делать город удобным для гостей, нужно сделать его удобным для жителей. Сейчас в Кронштадте многие дома требуют капитального ремонта, часть зданий по-прежнему принадлежит минобороны РФ, а потому находится в более чем плачевном состоянии, остро не хватает рабочих мест. К слову, на одном из подобных обсуждений местные жители настолько резко высказывались, что эксперты туриндустрии посоветовали властям сначала поработать над созданием "гостеприимного менталитета".

- И горожане в данном случае правы. Кронштадт сегодня - полузаброшенная военно-морская база советских времен. Прежде чем строить там город-сад или город-музей, необходимо серьезно поработать с самим городом, который выглядит страшно запущенным. Ремонтировать что-то за счет государства едва ли возможно, нужны частные инвестиции, - комментирует генеральный директор одной из сетей петербургских отелей, эксперт по недвижимости Илья Андреев.

Сейчас, уверяет специалист, Кронштадт к заявленному объему туристов не готов, а потому и вопрос с появлением в городе гостиниц далеко не самый первостепенный.

- Там сейчас нечего делать, людям хватит и половины дня на посещение города. Нет никаких туристических точек притяжения, кроме собора, которые было бы не стыдно показать гостям.

Сомневаются эксперты и в том, что выделенных 2,7 миллиарда рублей хватит на то, чтобы ощутимо изменить город. По их словам, эта сумма - капля в море, на деле же необходимы коммерчески привлекательные проекты, которые могли бы заинтересовать инвесторов.

- Пока я не вижу таких смельчаков, которые были бы готовы туда прийти и вложить колоссальные средства. У любого города есть собственная стратегия развития, другой вопрос, насколько она жизнеспособна - разработана совместно с бизнесом и экспертами или написана исключительно сотрудниками госаппарата, - считает управляющий директор департамента управления инвестициями NAI Becar Ольга Шарыгина.

Сложности к тому же может вызвать и то, что многие объекты в Кронштадте находятся под охраной КГИОП. Несмотря на то, что они разрушены и их нужно срочно приводить в порядок, процедура эта сложна и занимает не один месяц. В целом же, считают специалисты туриндустрии, у города есть все составляющие для успеха - прекрасная транспортная доступность, возможность использовать водный транспорт. Объективно Кронштадт мог бы стать одной из туристических точек, где гость провел бы целый день. Правда, для этого нужна грамотная концепция, которая позволит поэтапно привести город к желаемому состоянию.