В каких сферах городского хозяйства складывается наиболее сложная ситуация? В решении каких вопросов столичной администрации нужна помощь и от кого вы надеетесь ее получить?
Албек Ибраимов: Основные проблемы во всех сферах городского хозяйства уже решаются. Это вывоз мусора, освещение улиц, ремонт дорог, тротуаров и так далее. Но есть вопросы, относящиеся к компетенции районных администраций, отдельных ведомств или правительства. И их накопилось вагон и маленькая тележка. Мы, например, никак не можем решить, кто и как должен использовать ведомственные территории. Например, есть такие организации, в ведении которых находятся каналы, коллекторно-дренажные сети, эксплуатация которых сейчас осложнена. Территории, расположенные вблизи таких организаций, активно используются ими в различных хозяйственных целях. Некоторые давно сданы в долгосрочную аренду. Там строятся автомойки, кафе и даже особняки. Есть закон, который запрещает сдачу в аренду таких земель. В соответствии с ним мы потребовали вернуть их в муниципальную собственность. В ответ на это арендодатели нам показали вступившие в законную силу решения судов, которые объявили сделки правомочными.
Существует проблема и с четким определением границ нашего города. Если учесть и узаконить все жилмассивы, которые у нас есть, то территорией столицы можно считать пространство от города Шопокова до Канта.
Удалось ли решить проблему перераспределения бюджета?
Албек Ибраимов: К сожалению, нет, и вряд ли она будет решена в ближайшее время. Дефицит республиканского бюджета слишком велик. В Бишкек поступает большая часть налогов из тех, что собирают по стране, но практически все они уходят в госказну. Городу же достается лишь треть от собранной суммы.
Сейчас активно идет снос незаконных строений. Для этого был какой-то повод или столичный градоначальник решил проявить политическую волю?
Албек Ибраимов: Проблемы с незаконными постройками накапливались на протяжении четверти века. Поэтому сейчас мы имеем вот такой бедлам. Покровительство некоторых высокопоставленных чиновников предоставляло отдельным строительным компаниям абсолютную свободу действий. Они строили, где и как хотели, не опасаясь наказания и не неся ответственности. Сейчас мэрия намерена это пресечь. Бизнесмены, занятые в сфере градостроительства, должны четко усвоить, что теперь все будет только по закону. Без надлежащих разрешительных документов ни один объект в столице не будет возведен. Что же касается вопроса о сносе незаконных строений, если хотите, то да, на то была политическая воля. Словом, мы начали наводить порядок: убираем незаконные установленные павильоны, рекламные щиты, строения.
Что же мешало сделать это раньше?
Албек Ибраимов: Наверное, не раскрою тайны, если скажу: многие вопросы долгое время "разводились" на уровне отдельных чиновников ведомств, отвечающих за выдачу разрешительных документов. То, что мы сегодня наблюдаем в столице, - полный строительный хаос, и начался он не вчера.
Конечно, при сносе незаконно возведенных домостроений возникнут сложности, ведь большинство из них, особенно много-этажные, давно заселены. Люди, которые купили в них квартиры, не виноваты. Мы, в свою очередь, составили реестр таких объектов. Постараемся как-то исправить ситуацию, а владельцы квартир пусть не опасаются - никто никого выселять не собирается. Однако на застройщиков будут налагаться санкции - согласно решению судов.
Как решился вопрос, вызвавший возмущение горожан, имеющих частные домовладения, особенно в центре Бишкека, об изъятии придомовых участков?
Албек Ибраимов: Разработан документ об изъятии участков еще в 2015 году. Меня же назначили мэром в 2016-м, и на тот момент депутаты уже рассмотрели проект закона в первом чтении. После того как мы занялись этим вопросом, вынесение решения по нему было отложено. И все же я попытаюсь объяснить, почему эта ситуация возникла вообще.
Город нуждается в новых автомагистралях. Когда начали их проектировать, то оказалось, что прокладке мешают 1020 частных домостроений. Причем большая их часть находилась не в центре, а на окраинах. Чтобы их снести, нужно было определить порядок выкупа этой недвижимости у владельцев. Ситуация осложняется еще и тем, что по городу проходят железнодорожная ветка и две реки. И если мы будем прокладывать новые дороги, не трогая одноэтажные жилые кварталы, то транспортная проблема решена не будет. Так или иначе все автомобильные развязки будут сходиться в своеобразное бутылочное горлышко.
Люди должны понимать, что городу нужно развиваться. Строить же жилые кварталы в центре города, на мой взгляд, неправильно. Здесь должны размещаться в основном административные здания, объекты культуры, парки. Это моя принципиальная позиция, и я ее донес до правительства страны.
Вопрос транспорта - один из самых актуальных для города. Много говорят о том, что нужно сделать, но когда же столичные жители увидят конкретный результат?
Албек Ибраимов: Чтобы автобусы и троллейбусы ходили в нормальном режиме, нужны широкие дороги. Поэтому сегодня транспорт большой вместимости может двигаться лишь по центральным улицам, которых не так много. Мэрией подготовлена программа, предусматривающая реконструкцию и строительство новых магистралей. Мы год потратили на всевозможные разрешительные процедуры. Теперь с приходом тепла начнем ремонт. Кроме этого мы объявили тендер на приобретение 120 троллейбусов. Это даст нам возможность загрузить все имеющиеся линии. Будем открывать и новые маршруты. Хотим приобрести автобусы у российских и белорусских производителей.
Мы уже обратились в Российско-Киргизский фонд развития, чтобы они посодействовали в получении банковской гарантии. Если в ближайшее время этот вопрос решится, то уже к июню в Бишкеке появятся 300 новых автобусов. Конечно, такого количества недостаточно, чтобы покрыть полностью потребности города в муниципальном транспорте, но это хотя бы как-то решит проблему. В дальнейшем мы постепенно будем переходить на транспорт, работающий на экологически чистом топливе - газе и электричестве.
Что необходимо сделать, чтобы город обрел свое лицо и стал богатым и процветающим?
Албек Ибраимов: Чтобы возродить былую славу города-сада, научить подрастающее поколение бережно относиться к экологии, культуре и истории родного города, необходимо проявить ответственность и помнить: требовать соблюдения чистоты и порядка надо прежде всего от самих себя.
В 2017 году мэрия намерена рекультивировать мусорный полигон. Идет ли речь о строительстве мусороперерабатывающего завода или просто будет выделен другой участок?
Албек Ибраимов: К сожалению, этот вопрос не решался на протяжении 40 лет. В результате объект стал представлять экологическую угрозу для Бишкека. Свалка в общей сложности занимает территорию в 36 гектаров.
Весь мусор, который сейчас находится на свалке, относится к категории "объединенный". Все вперемешку: стекло, пластик, пищевые отходы, тряпки, резина и так далее. За эти годы на свалке образовались горы отходов, нерегулярный вывоз которых влечет за собой их спрессовывание под собственной тяжестью, после чего в нижних слоях начинаются процессы брожения и гниения с выделением газа. Из-за этого повышается температура, что приводит к самовозгоранию мусора. Вокруг распространяется неприятный запах. Проблема требует срочного решения. Проводить какую-либо сортировку этого мусора невозможно, да и бессмысленно. Было предложение сжигать, но это экологически небезопасно. Поэтому принято решение использовать рекультивацию. Она будет проходить в два этапа. Сначала проведут инженерные изыскания, а затем - комплекс земляных работ по корректировке ландшафта с созданием защитного слоя. На втором этапе будет насыпан плодородный слой земли и высажены растения. Сейчас объявлен тендер на рекультивацию, и в группу реализации проекта начали поступать заявки от заинтересованных компаний. Заключительный этап - возведение нового полигона и мусоросортировочного комплекса, который предполагаем расположить в километре от существующей свалки.
Сегодня прорабатывается вопрос, что экономически более выгодно - проводить сортировку мусора, когда рассортированный мусор будет продуктом, либо сортировку и переработку. Специалисты проводят анализ использования современных методов с учетом морфологического анализа мусора и привязкой к нашей рыночной ситуации.