То есть если сейчас представлять интересы предприятия или изобретателя на право получения патента может любое физическое лицо на основании нотариально заверенной доверенности, то в новых условиях эти функции сможет выполнять только патентный поверенный. По словам разработчиков законопроекта, поправки направлены на повышение качества оказываемых услуг, обеспечение их доступности и снижение стоимости. Однако региональные специалисты чуть ли в один голос заявляют: поправки в случае их принятия загубят изобретательскую активность в нашей стране на корню.
Сегодня в России патентных поверенных - менее двух тысяч. Из них более тысячи работают в Москве, порядка 250 - в Санкт-Петербурге и около 400 в остальных субъектах РФ. Поэтому на местах, где, собственно, и рождаются изобретения, львиную долю работы с заявками в Роспатент выполняют патентоведы. Они не имеют специального статуса, но в деталях знают производственный процесс родного предприятия.
- Если сравнить патентного поверенного, который окончил вуз, четыре года отработал и аттестовался, и патентоведа, 20 лет проработавшего на заводе и в совершенстве знающего все технические решения по своей тематике, то для этого завода свой патентовед - лучшее, что может быть, - уверена патентный поверенный из Челябинска Екатерина Андронова.
Чтобы человек, получивший профильное образование, стал настоящим профессионалом, необходим опыт: навык проведения патентных поисков, оформления и подачи патентных заявок. Понимание тонкостей работы дают проведенные досудебные и судебные экспертизы, связанные с нарушением исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности, практика оспаривания патентов.
- Оформить заявку на изобретение так, чтобы патент работал - обеспечивал высокую степень защиты и приносил прибыль, - это высший пилотаж, - рассказывает патентный поверенный Елена Левина. - Нужно правильно выбрать объект патентования, составить такую формулу изобретения, в которой совокупность признаков будет необходимой и достаточной. Таких специалистов мало даже среди профессиональных участников рынка.
В том, что принятие поправок приведет к увеличению числа патентных поверенных в регионах, многие эксперты сомневаются. Законопроект не предлагает ничего существенного для повышения качества и доступности услуг: как и прежде, семинары и аттестация будут проводиться на коммерческой основе и преимущественно в Москве. И даже бесплатные тематические встречи, регулярно проводимые в Роспатенте, по-прежнему остаются недоступными для специалистов из глубинки, хотя федеральное ведомство обладает техническими возможностями для обеспечения трансляций в режиме вебинаров.
Челябинские поверенные недовольны и тем, что проект разработан их столичными коллегами и вынесен на рассмотрение в рабочей группе Совета Федерации без широкого обсуждения в профессиональной среде, а также с представителями других сфер, которых непосредственно касаются нововведения.
О чем можно говорить с уверенностью, так это об удорожании услуг патентных поверенных в случае принятия поправок и создания саморегулируемой организации. Во-первых, ее члены должны будут уплачивать как минимум три разных взноса на содержание Федеральной палаты патентных поверенных. Во-вторых, субъекты РФ фактически лишены права создания региональных подразделений палаты, а значит, и возможности влиять на принятие решений, в том числе о размерах взносов. Теоретически проект закона предусматривает создание подразделений, но лишь при условии, что в регионе не менее 50 поверенных и как минимум две трети из них выступают за образование такой структуры. Между тем даже в таком продвинутом регионе как Свердловская область 29 патентных поверенных, а в Челябинской их всего 14.
"Обязательное членство патентных поверенных в СРО приведет к введению имущественного ценза на профессию, который будет неподъемным для большинства специалистов, особенно из регионов. Те, кто смогут оплатить ценз, окажутся вынуждены поднять стоимость своих услуг для малого и среднего, особенно инновационного, бизнеса", - выразили свою позицию представители Санкт-Петербургской коллегии патентных поверенных.
Эксперты прогнозируют и увеличение налоговой нагрузки - примерно в два раза. К слову, услуги патентных поверенных, как и услуги адвоката, не будут являться предпринимательской деятельностью. В связи с этим изменится и система налогообложения.
Как отмечают представители южноуральского профсообщества, авторы законопроекта просто не учли разницу в ценах на услуги региональных и столичных специалистов, а они зачастую отличаются в несколько раз. Введение обязательных взносов неизбежно ударит по карману региональных поверенных, а в итоге - по карману изобретателей. Если сейчас услуги по оформлению заявки на изобретение в Челябинске обходятся предпринимателю в 30-40 тысяч рублей, то в случае принятия поправок их цена вырастет как минимум на треть, прогнозируют специалисты.
Тревожит эта ситуация не только поверенных из регионов, но и их потенциальных клиентов - прежде всего самих рационализаторов и заинтересованный во внедрении их идей производственный бизнес. По сути, авторы предлагаемых поправок подводят российских заявителей под условия, которые сегодня распространяются на нерезидентов (они имеют право подавать заявки только через патентных поверенных). А учитывая, что с введением дополнительных сборов и ограничений на профессию аттестованных специалистов станет еще меньше, а услуги их будут дороже, напрашивается грустный вывод: число изобретений и изобретателей в нашей стране явно поубавится.
Игорь Петров, директор предприятия, город Снежинск:
- У нашей компании более полутора десятков изобретений. В этом году мы планируем получить еще шесть патентов. Практически все заявки на объекты интеллектуальной собственности мы оформляем и регистрируем через патентного поверенного. Лично я считаю, что передать им всю работу по регистрации патентов правильно. Все-таки патентный поверенный - это человек, который квалифицированно занимается своим делом - патентным поиском, формулировкой параметров регистрируемого изделия и многим другим. Данный процесс формализован, как и многие другие, и профессионал разбирается в этом.
Другое дело, что законодатель должен предусмотреть переходный период. Патентоведам, которые работают на предприятиях без статуса патентного поверенного, нужно пройти соответствующее обучение, сдать экзамен и получить необходимый статус.