В России впервые вышли два романа Боба Дилана

Споры о том, почему Нобелевскую премию в области литературы вручили человеку, больше известному как музыканту и певцу, а не как профессиональному литератору, теперь должны поутихнуть. В России, как и в других европейских странах, на волне нового интереса к творчеству Боба Дилана, впервые вышли и две его книги прозы.

Очевидно, что и о них тоже вспомнили в Нобелевском комитете (впервые музыкант номинировался на эту премию еще в 2007 году), наконец-то решив вручить артисту премию по совокупности его заслуг. Ведь миллионы меломанов благодаря Дилану привыкали вслушиваться не только в гармонии песен из хит-парадов, но и оценивать в них стихи. Да и русский поэтический рок 60-70-х частично вырос именно из увлечения этим бардом с гитарой... И вот теперь в России изданы еще и две книги прозы Боба Дилана - "Тарантул" и "Хроники".

Смутьян и щеголь, философ и пересмешник Боб Дилан был строг к своей прозе не меньше, чем к стихам. Роман "Тарантул" он написал еще в 1966 году, но решился издать только пять лет спустя. Наверное, со времен Джойса не было в нашем книгоиздании более сложной для перевода книги. Во-первых, язык: в прозе, как и в стихах, Боб Дилан вновь впечатляет объемом словарного запаса. А во-вторых: сюжет и писательская сверхзадача - никто так и не смог объяснить, для чего автор написал этот роман. И что такое "Тарантул" - поток сознания и нагромождения впечатлений, спонтанно и непредсказуемо озаряющих автора в то время, как в его руках оказывается перо?! Или анархический бунт против стандартных прозаических форм?! Нагромождение случайных персонажей, бытовых зарисовок, сумбурность, чехарда мест действия.

Главы, не продолжающие действия предыдущих, внезапно появляющиеся стихи в прозе... Собственно, "Тарантул" - это, очевидно, и не роман в привычном определении этого жанра (отчетливых действующих лиц или внятного сюжета здесь не подразумевается), а сборник эссе и смятений, объединенных только желанием запечатлеть свое время вот такой нервной и метафорической музыкой слов. С метафорами и образами, вдруг как вспышки молнии возникающими посреди непредсказуемого сочетания слов, эмоций, географических наименований и практически полное отсутствие диалогов...

Очевидно, Боб Дилан проявляет себя в "Тарантуле" даже как поклонник Даниила Хармса. Только уже новой поры - эпохи битников, которая, наверное, и является единственным отчетливым фоном для не очень отчетливого действия этого загадочного, но оттого еще тем более влекущего "Тарантула"...

А "Хроники", напротив, уже сюжетны и повествовательны: это бытовая автобиография, переполненная событиями и меткими наблюдениями о 60-х и коллегах по рок-эпохе. Том Петти, Вуди Гатри, Грэм Нэш... Повседневная жизнь звезд и самого Боба Дилана... Размышления о людях, городах, гастролях. Эту книгу музыкант написал уже простым и ясным, будто намеренно не усложненным языком. И хорошо, что "Хроники" и "Тарантул" вышли теперь у нас одновременно. Ведь и сам Боб Дилан всегда очень любил контрапункты.