Около половины россиян заявили, что охотно покупают продукты, произведенные в Республике Беларусь. В списке предпочтений, предложенном на выбор респондентам, числилось восемь разных категорий съестного, среди которых молоко и молочные изделия, мясо, колбасы, сладкое, консервы, овощи, фрукты и т.д.
Выяснилось, что из этого списка чаще всего россияне приобретали молоко, сметану и кефир: так, в января этого года молочные продукты из Беларуси систематически покупали 28% опрошенных, а мясо и колбасы - 19%.
Правда, когда людей попросили оценить доступность продуктов, мнения разошлись примерно пополам: 40% назвали их дорогими, 39% - дешевыми.
Вот как данные опроса прокомментировал руководитель Департамента исследований ВЦИОМ Степан Львов:
- Белорусские продукты и товары народного потребления пользуются среди россиян репутацией качественных и относительно недорогих. И это неразрывно связано с брендом этой страны, который формировался в течение многих десятилетий.
По словам эксперта, не только в России, но и "в бывших советских республиках" представление о белорусах сложилось как об "ответственных, аккуратных и честных людях".
Степан Львов также подчеркнул, что "в значительной степени именно комплекс представлений о стране, в котором человеческие качества ее жителей занимают одно из главных мест, позволяет удерживать на высоком уровне доверие к тому, что произведено в Беларуси".
Правда, по мнению эксперта, "кредит доверия может быстро исчерпаться, если недобросовестные поставщики будут эксплуатировать ценный бренд и выгодную логистическую схему этой страны для обхода запретов". При этом он оговорился, что такими недобросовестными поставщиками "могут быть и не сами белорусы".
Единственное, что не нравится россиянам, если судить по данным опроса, это попытки ввоза санкционных продуктов на территорию РФ из Беларуси под видом продукции местного производства. 79% опрошенных считают, что это нужно "жестко пресекать". Среди потребителей белорусской продукции эта доля чуть меньше - 76%.
Всероссийский опрос ВЦИОМ проводился 8-9 февраля 2017 года путем телефонного опроса. Всего в нем приняли участие 1200 россиян.
Специалисты Всероссийского центра изучения общественного мнения при этом утверждают, что данные взвешены на вероятность отбора и по социально-демографическим параметрам, а максимальный размер ошибки с вероятностью 95% не превышает 3,5%.
По словам вице-премьера Беларуси Михаила Русого, в наступившем году республика планирует увеличить экспорт продовольствия в Россию на 8% по сравнению с 2016 годом.
По оценке Минсельхоза Беларуси, в общем объеме белорусского экспорта продовольствия Россия занимает первое место - 94,5%. С января по ноябрь 2016 года в российскую розничную сеть было поставлено продукции почти на два миллиарда долларов США. А на недавней Международной продовольственной выставке "Продэкспо-2017", проходившей в Москве, профессиональное жюри очень высоко оценило качество сметаны, ряженки и кефира белорусского холдинга "Бабушкина крынка" (Могилев). Фирма взяла сразу три золотые медали в номинации "Лучший вкус". Опыт модернизации и технического перевооружения холдинга специалисты признали достойным изучения и трансляции на территории всего Евразийского экономического союза.
Хоть Беларусь и обеспечивает себя продовольствием на 85%, без импорта все же никак не обойтись. О популярности тех или иных российских продуктов вам расскажет любой товаровед продовольственной сети. Вывод такой: некоторые группы продовольственных товаров из России постоянно присутствуют на столе у каждой белорусской семьи.
Молоко, сыры, мясо и колбасы белорусы предпочитают собственного производства. Цены на них и качество - вне конкуренции. Но корзинку белорусского импорта традиционно пополняют рыба, чай, кофе, крупы, растительное масло. И все это - преимущественно российского производства. Альтернативы зачастую просто нет. Из-за цены. Например, масло из подсолнечника массово отгружают в Беларусь южные российские регионы. Оно представлено широкой линейкой полюбившихся брендов практически в каждом киоске или гипермаркете, торгующем бакалеей. В данном случае лидерство российских маслозаводов даже не стоит подвергать сомнению. Их продукцию предпочитает практически каждая белорусская хозяйка, потому что она недорогая, качественная и полезная. Чего не скажешь о морской рыбе. Основные поставщики в белорусские широты морепродуктов и рыбных консервов также российские заводы. Однако наряду с красной икрой, крабами и креветками в разряд деликатесов попали нынче минтай, треска и скумбрия. Местный цыпленок бройлера в несколько раз дешевле. Но нет у Беларуси выхода к морю, потому дары морей любители раскупают по любой цене.
Еще одна важная позиция российского импорта в Беларусь - кофе и чай. При том, что страну нельзя назвать родиной этих экзотических продуктов. Тем не менее несколько лет назад народной маркой белорусы назвали кофе "Жоккей", который везут в белорусские магазины из-под Санкт-Петербурга. Компания-производитель также известна своей чайной линейкой. Это "Гринфилд" и всевозможные "Принцессы": "Ява", "Гита", "Нури", "Канди". К слову, на белорусском рынке появились свои чайные компании, однако, по словам Маргариты Андреевой, заместителя директора торгового дома "Купаловский", пока не дотягивают по качеству. Хотя и дешевле.
Рублем белорусский покупатель голосует за российские муку и макароны. Надо признать: белорусским подзолистым почвам трудно тягаться с российскими черноземами. Хорошо раскупается и российское печенье. Однако тут, чтобы составить конкуренцию местному "Слодычу", российским компаниям приходится сбивать цену практически на треть. И эта любовь, увы, не постоянна. Как только местный кондитерский холдинг объявляет акции и скидки, предпочтения покупателей тут же меняются - "купляюць беларускае". Все-таки местные производители больше привержены советским рецептурам и практикуют меньше химических добавок.
А еще хорошо раскупают белорусы российские чипсы, сухарики, шоколадные батончики и йогурты известных и разрекламированных брендов. Почему? Полюбившийся за многие годы вкус, стабильное качество, ну и свои аналоги менее раскручены. Масштабы компаний-производителей совершенно иные. Ведь тут речь идет даже не о российских, а о мировых концернах.
Подготовила Аэлита Сюльжина, aelita@sb.by