"Российская газета" уже неоднократно поднимала эту проблему. Изначально малый и средний бизнес ратовал за то, чтобы ему дали шанс поставлять товары и услуги организациям бюджетной сферы в надежде на гарантированный спрос и, как следствие, стабильный доход. Однако вышло иначе. Оплату госконтрактов сегодня нередко задерживают на несколько месяцев, а то и лет, что нередко становится причиной банкротства поставщиков.
По данным прокуратуры, общий объем задолженности органов государственной и муниципальной власти трех упомянутых субъектов УрФО сегодня составляет 2,8 миллиарда рублей. Больше всех поставщикам должны региональные министерства и департаменты здравоохранения, а также учреждения, работающие в сфере образования, строительства и социальной политики.
По словам начальника финансового управления Курганской области Елены Лукашук, просроченная задолженность в Курганской области образовалась из-за дефицита регионального бюджета. Министр здравоохранения Свердловской области Игорь Трофимов тоже не стал скрывать, что при оплате выполненных работ его подчиненные нередко допускают просрочки.
- Действительно, есть проблемы с финансированием, иногда случаются сбои. Но поставщики всегда входят в наше положение, потому что понимают, что госструктура рассчитается в любом случае, - заявил он "РГ".
У руководителя департамента информполитики губернатора Свердловской области Александра Иванова несколько иной взгляд на проблему. По его словам, региональные власти чаще всего не оплачивают те услуги, которые поставлены не в полном объеме или выполнены с нарушением требований конкурсной документации. В случае устранения нарушений оплата порой переносится на следующий год.
Но вот любопытный факт: в Челябинской области размер долга перед поставщиками равен всего 100 миллионам рублей, а в Тюменской области, а также в Югре и ЯНАО, по официальным данным, задолженности нет вовсе. Вопрос: неужели только в Свердловской и Курганской областях подрядчики выполняют свою работу некачественно?
- Причина не только в качестве работ, часто это лишь отговорка для того, чтобы отсрочить выплаты. У нас в Курганской области дошло до того, что в госконтрактах указывается: оплаты будут произведены по мере поступления средств в бюджет заказчика. Исполнители с таким контрактом даже в суд не могут обратиться, ведь формально госорганы ничего не нарушают: денег действительно нет. Ситуация не меняется год от года: в бюджете 2017 года по-прежнему не предусмотрено средств на то, чтобы погасить долги, образовавшиеся годом или двумя ранее, - говорит Иван Камшилов, представитель "Опоры России" в Курганской области.
В особенности характерна такая ситуация для муниципалитетов. Именно они склонны "не по одежке протягивать ножки" и заказывать работы, оплатить которые не в состоянии. Так, из 1,3 миллиарда рублей совокупного долга Свердловской области 800 миллионов приходится на долю муниципалитетов. А в Челябинской области размер долга по госконтрактам, возможно, именно потому так мал по сравнению с соседями, что региональный минфин жестко контролирует заключение муниципальных контрактов сверх возможностей местных бюджетов.