Поэт и переводчик Максим Калинин создал 89 сонетов о русских святых

Недавно получил из Рыбинска один из самых необычных поэтических сборников, которые я когда-либо держал в руках. Нет, ничего броского или эпатажного в нем нет. Необычность этой книги* в том послушании, которое наложил на себя ее автор. А иначе как по послушанию и благословению невозможно совершить то, что совершил поэт и переводчик Максим Калинин, создав 89 сонетов о русских святых. Это не славословия, а суровые и лаконичные, как иконные клейма, ключевые сцены из житий.

Чтобы представить сложность этого труда, напомню, что сонет - самый строгий, каноничный и интеллектуально насыщенный поэтический жанр. Родоначальники сонета - Петрарка и Данте. В сонете должно быть 14 строк, для него обязательны точные и редкие рифмы, а также возвышенность слога. Одно и то же слово нельзя употреблять хотя бы дважды. Как говорила Новелла Матвеева (она чаще других современных поэтов обращалась к сонетной форме): "Сонет вообще состоит весь из одного сплошного НЕЛЬЗЯ либо из множества НЕЛЬЗЯ мелких, но зловредных..."

Максим Калинин, взявшись за свой труд еще в конце 1990-х, взял за основу только ставшие тогда доступными жития святых. Он так и указывает в своей книге: "Все события, имена, даты, дни памяти, топонимы и цитаты, кроме указанных особо, приводятся по изданию: "Жития Русских Святых" в шести книгах..."

Почти четверть сонетов Максима Калинина посвящена святым Успенской Киево-Печерской лавры. С них все и началось - на протяжении нескольких лет сонеты о затворниках и прозорливцах печатались в газете "Печерский листок". Вот что говорит о сонетах Максима игумен Пафнутий, редактор монастырской газеты: "Умиляет правильный слог, четкий ритм, историческая точность и последовательность.

И еще - политическая корректность, ведь Максим не влагает никому из печерских отцов в уста ни общественные призывы, ни идеологические оценки... Читаешь сонеты с величайшим наслаждением и ждешь, когда Максим пришлет из своего далекого Рыбинска следующее стихотворное житие печерского святого. Эти сонеты - от чистого сердца и от благодарной Богу души..."

Недавно Максим сделал удивительное приношение родному городу: он создал цикл, где каждое стихотворение посвящено одному из храмов Рыбинска. И огромный Спасо-Преображенский собор, и маленькая церковь получили свои поэтические портреты. И это не восторженные "ахи", а попытка уловить "гения места".

В завершение мне кажется важным сказать о том, что Максим Калинин - не тот поэт, что замкнут в своей книжности, в своем воображаемом мире. Он окончил Рыбинский авиационный технологический институт и работает инженером-технологом на знаменитом заводе, производящем двигатели для самолетов.

Публикуя сегодня несколько стихотворений Максима, выражаю надежду, что его поэзия найдет своего внимательного и благодарного читателя.

* Максим Калинин. "Сонеты о русских святых". Москва, "Водолей", 2016.

Из стихотворений Максима Калинина

Преподобный Прохор Печерский, Лебедник, в Ближних пещерах почивающий.

Конец XI - начало XII века

Всю жизнь он прожил наподобье

птицы:

Не сеял и не жал, а Бог - кормил.

Из лебеды он хлеб себе лепил,

Сложив ладони шуйцы

и десницы.

В годину глада нищих вереницы

К нему тянулись

из последних сил:

Господь во сладость горечь

претворил,

И стала лебеда вкусней

пшеницы.

Лебеднику явилась благодать -

Несеяную пищу собирать

С непаханой земли. Такого

больше

Никто готовить хлеба не умел,

Но - краденый, недавно свеж

и бел,

Бывал он чёрен и - полыни

горше.

Преподобный Нил Столобенский 1554

Он жил высоко, как другие жили

Пустынники, в лесах, где мрак

и мхи.

В укромной келье возле

Серемхи**

Нил подвизался. Бесы были

в силе:

Зверьми пугали, гадами

страшили,

Свистели, как дырявые мехи.

А вскорости разбойники, лихи,

С глумливым шумом келью

обступили.

Хотели внутрь - и тут же

хохот смолк:

Им выступил навстречу целый

полк

Воителей могучей обороной.

Злодеи - ниц, уйти не смея

вспять,

На вход в жилище глаз им

не поднять,

Где одинокий Нил стоял

с иконой.

Храм Александра Невского в Рыбинске

Не видать вокруг не зги,

Страшно поневоле,

Но Господь комок фольги

Бросил в чистом поле.

И сверкает серебром

В летний день и зимний

На пространстве мировом

Храм душеприимный.

Тишина стоит ничья.

Звёзд сердцебиенье.

Да Фоминского ручья

Тихое струенье.

Мысли спрячутся в тени

О пустом и ложном,

Лишь колени преклони

В храме придорожном.

Здесь не стало, говорят,

Нечисти в помине -

Невозможно спрятать град,

Вставший на вершине.

Снова день идёт на слом,

На крутом венце - кровь.

Выгнулась земля горбом,

Возвышая церковь.

* * *

День весенний рубаху

Не заправил в штаны.

Дали паводки маху

С объявленьем войны -

Солнце, словно с похмелья,

Хлещет воду взахлёб.

Трясогузкина келья

Словно маленький гроб.

А хозяюшка рядом

За парным червяком

По чернеющим грядам

То скачком, то прыжком:

Как с не нашего света

Побирушка душа,

В яркоцветье одета

За свои антраша.

Без черкотин и пятен

Молодой небосвод

И на ощупь приятен,

Как кошачий живот.

* * *

Очень много уносит могила,

Но не более чем ничего.

Это время со мной говорило,

Или я говорил за него?