Напомним, в предметном рейтинге QS учитываются достижения университетов в конкретных областях. Всего таких направлений 46.
Рейтинг учитывает академическую репутацию и репутацию среди работодателей, количество цитирований на одну статью и так называемый индекс Хирша. В этом году в линейку предметов рейтинга добавилось четыре новых: "Анатомия и физиология", "Управление в гостиничном бизнесе и индустрии досуга", "Спорт и сопутствующие дисциплины" и "Теология, богословие и религиоведение"
МГУ вошел в топ-50 по семи направлениям и в топ-100 по 15 направлениям. Среди самых успешных у МГУ - "лингвистика", "физика и астрономия", "математика", "естественные науки", "гостиничное дело", "современные языки" и "информатика". В топ-50 попали и другие вузы. Например, Санкт-Петербургский горный университет стал 15-м по "инженерии и добыче полезных ископаемых", МИСиС - 31-м по этому направлению, Московская государственная консерватория - на 41-м месте по "исполнительским видам искусства", Физтех - 42-м по направлению "физика и астрономия", Новосибирский госуниверситет по "физике и астрономии" - на 50-м месте в мире. В топ-100 вошел также МИФИ.
В рейтинге появились Новосибирский государственный технический университет, Университет ИТМО (Санкт-Петербург), МЭИ, РГГУ, РЭУ им. Плеханова, Московский государственный медуниверситет, Самарский национальный исследовательский университет им. Королева, Нижегородский госуниверситет им. Лобачевского, РХТУ, ЛЭТИ и другие. В прежние годы они либо не участвовали в рейтинге, либо показывали результаты за пределами необходимого порога. Томский политех вошел в рейтинг по шести направления, пять из них - новые. Это три инженерные специализации, "технические науки" и "химия".
Многие вузы улучшили свои позиции по сравнению с прошлым годом. Среди таких , к примеру, Физтех, который значительно поднялся вверх по пяти направлениям. Бауманка показала рост по трем.
- Наша цель - попадание в двадцатку профильного рейтинга QS по физике и вхождение в сотню по математике, компьютерным и инженерным наукам. Таким образом, мы к 2020 году планируем достигнуть уровня 100 лучших университетов мира в общем рейтинге, - обозначил задачи ректор МФТИ Николай Кудрявцев.
В топ-50 рейтинга QS вошли сразу три университета, которые участвуют в программе повышения конкурентоспособности 5:100. Это МИСиС, Физтех и Новосибирский госуниверситет. Всего в программе участвует 21 вуз, на их поддержку в 2017 году выделено более 10 млрд рублей.
В топ-100 из участников проекта 5:100 вошли МИФИ по физике и астрономии и Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" (в категориях "Экономика и эконометрика", "Политика и международные отношения" и "Социология"). В 25 предметных рейтингов вошло в итоге 15 вузов проекта 5:100, что на 6 вузов больше, чем в прошлом году. Наиболее широко вузы - участники проекта представлены в предметном рейтинге "Физика и астрономия", куда вошло 12 университетов.
В категорию 101-150 из участников проекта вошли Казанский федеральный университет ("Лингвистика"), ВШЭ ("Бухгалтерский учет и финансы") и Новосибирский госуниверситет ("Математика", "Археология", "Химическая технология").
В группе 151-200 оказались КФУ ("Археология", "Коммуникации и медиаведение"), МФТИ ("Математика"), НИУ ВШЭ ("Бизнес и менеджмент", "Философия", "Математика", "Коммуникации и медиаведение", "История" и "Лингвистика") и НГУ ("Современные языки", "Философия").
- Отечественная высшая школа демонстрирует высокий уровень предметной подготовки, что отчетливо показывают результаты последнего рейтинга QS, где российские вузы сделали серьезные шаги к лидирующим позициям, заняв свыше 140 позиций в 38 предметах и отраслях, - подчеркнула министр образования и науки России Ольга Васильева. - Традиционно наши вузы оказались сильны в физике и астрономии, что подтверждают результаты МФТИ и НГУ. Высокие результаты показаны МГУ им. М.В. Ломоносова, который вошел в 50 лучших университетов сразу по 7 предметным направлениям. В 15 лучших университетов мира по инженерной подготовке - Санкт-Петербургский горный институт. Мы продолжим содействие активному развитию наших университетов, комплексно ориентируясь как на внутренние запросы регионов России, так и на международное студенческое сообщество.