Когда в России появятся беспилотные автомобили
Понятно, что вопрос безопасности при внедрении беспилотного транспорта - один из важнейших. Беспилотные автомобили неперспективно просто выпускать на дороги общего пользования без создания соответствующей инфраструктуры, отметил замначальника Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД Владимир Кузин. Однако если организовать движение таким образом, что поток беспилотного транспорта не будет пересекаться с обыкновенным автопотоком, то можно достичь очень значительного снижения аварийности.
Помимо сугубо физических опасностей, беспилотные автомобили обладают уязвимостью другого толка. Как и любое устройство, подключенное к Интернету, беспилотник может быть взломан хакерами. Последствия взлома систем автомобиля могут быть самыми разными: от относительно безобидной кражи персональных данных и нелегальной прослушки до преднамеренных ДТП. Сегодня практически все автомобильные системы уязвимы для хакерских атак, отметил советник исполнительного директора "Автонета" Валентин Гравиров. Исключение составляют бюджетные автомобили, чей софт не имеет выхода в Сеть.
Все проблемы, связанные с обеспечением безопасности беспилотного транспорта, еще придется решать. Но прогресс не остановить, уверены участники "круглого стола".
- Беспилотный транспорт - это не блажь, а экономически выгодное нововведение. К примеру, грузоперевозки, осуществляемые без перерыва 24 часа в сутки, без участия водителей, которым нужно платить зарплату, без остановок на отдых будут несоизмеримо дешевле тех, что есть сейчас, - заявил заместитель генерального директора КАМАЗа Михаил Матасов.
Согласно дорожной карте о внедрению беспилотного транспорта в России, первый самоуправляемый отечественный автомобиль должен сойти с конвейера в 2035 году. За 18 лет, оставшиеся до этого контрольного срока, автомобили пройдут пять степеней автономности.
Сначала научатся самостоятельно распознавать препятствие впереди и тормозить (речь идет о довольно обыденном для дорогих иномарок адаптивном круиз-контроле), затем смогут сами поворачивать (подобная система уже реализована на Volvo XC90 и Volvo S90, правда, пока лишь на трассе; ну и на Tesla, конечно), после этого будут в состоянии полностью самостоятельно двигаться, однако в обязательном присутствии человека, и так далее.
Черту под дискуссией подвел Владимир Кузин. Он поставил один из главных вопросов: а кто будет отвечать? Даже беспилотный автомобиль может попасть в аварию, в которой могут быть пострадавшие. Кто будет нести ответственность за это ДТП? Ведь никто машиной не управлял, она все делала сама?
Кроме того, Владимир Кузин поставил вопрос: готово ли психологически сегодняшнее общество к полноценному использованию автономного транспорта?
- Смогли бы вы сегодня сесть в беспилотник? Посадить туда своих близких? - задал он риторический вопрос.