Об этом "Российской газете" рассказал министр промышленности и торговли Денис Мантуров. А также о том, какие перемены ждут рыбаков.
Денис Валентинович, на чем мы все-таки в круизы ходить будем? Старые суда свой срок почти отработали. Останемся на берегу?
Денис Мантуров: Не останемся. Мы создаем принципиально новые пассажирские круизные лайнеры - будущие флагманы нашего речного пассажирского флота.
К примеру, лайнер PV300 я бы назвал первым российским круизным лайнером XXI века. Это четырехпалубное судно смешанного (река-море) плавания на триста пассажиров.
Туристические перевозки этот теплоход начнет на маршруте Москва - Санкт-Петербург с выходом в Азовское, Черное и Каспийское моря, с перспективой захода в морские порты Сочи, Сухума, Севастополя, Ялты и других городов черноморского побережья. Белое и Балтийское моря тоже ему подвластны.
И когда поплывем?
Денис Мантуров: Сдача круизного судна заказчику - Московскому речному пароходству - 2019 год. А в самом конце марта мы заложим киль еще одного такого круизного лайнера.
Минпромторг разработал "судовой утилизационный грант" в форме субсидий организациям на возмещение части затрат на приобретение или строительство новых гражданских судов взамен судов, сданных в утиль. В этом году на субсидии запланировано до 400 миллионов рублей. Финансирование "судового утилизационного гранта" продлится до 2030 года.
А как пойдет обновление рыбопромыслового флота? Пересядем на свои? Сегодня рыбаки эксплуатируют около трех тысяч судов, многие из них построены за рубежом.
Денис Мантуров: Наша судостроительная промышленность должна сломать сложившийся стереотип, доказать заказчикам, что российские рыбопромысловые суда не хуже иностранных. На верфях России будут построены до 200 новых рыбопромысловых судов различного класса. Причем на новой экономической основе.
Рыболовы заказывают траулеры российским верфям в ожидании изменения принципов распределения квот на вылов водных биоресурсов, или "квот под киль".
Впервые с начала 2000-х годов на судостроительных верфях в 2016 году подписаны более десяти контрактов на строительство рыбопромысловых судов.
Сейчас наши верфи уже могут заместить до 50 процентов импортного специального и общесудового оборудования.
Минтранс предлагает закрепить перевозки грузов только за российскими судовладельцами. Как вам эта идея?
Денис Мантуров: Идеология у нас одна - перевозка внутри российских территориальных вод должна производиться под российским флагом и на судах, построенных на российских верфях. Ведь если не загружать у себя производство, то мы будем вечно отдавать прибыль на сторону. Этого допустить нельзя.
С 2020 года государство планирует узаконить норму о приоритетном размещении заказов на российских верфях. Однако мера хороша только при полной технической модернизации отечественных предприятий. Необходимо самое современное оборудование, которое позволит не просто повысить качество наших судов до международного уровня, а обгонит его.
Не будем забывать и о цене, по которой предпринимателям будет выгодно приобретать отечественные суда, ни в чем не уступающие лучшим зарубежным аналогам.
А как идет развитие судостроительного комплекса в Крыму и в Севастополе? Каковы планы минпромторга в регионе?
Денис Мантуров: С 2014 года судостроительная отрасль России пополнилась одиннадцатью судостроительными и судоремонтными предприятиями Крыма, в том числе, старейшими заводами России.
Это Севастопольский морской завод, который построил бриг "Меркурий", первый гвардейский корабль в истории России. Судостроительный завод "Залив", автор единственного в мире атомного сухогруза-лихтеровоза "Севморпуть". Сейчас идет поэтапная интеграция предприятий в гражданский и оборонно-промышленный комплекс России, обеспечена их загрузка на среднесрочную и долгосрочную перспективу. Например, судостроительный завод "Море" имеет пакет заказов на ближайшие три года.
Денис Валентинович, В России до сих пор нет профессионального праздника - Дня судостроителя. Недавно председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин поддержал инициативу минпромторга об учреждении такого праздника в последнее воскресенье июня. Вас можно поздравить?
Денис Мантуров: Думаем, что отечественное судостроение заслужило возможность ежегодно всей страной отмечать труд людей, которые продолжают традиции великой морской державы. Этот вопрос в ближайшие дни будет включен в повестку мартовского отраслевого совещания, к 10-летнему юбилею нашего главного судостроительного локомотива - Объединенной судостроительной корпорации.
Если посчитать, то один человек, занятый в судпроме, обеспечивает работой не менее четырех человек в связанных отраслях. Таким образом, отечественное судостроение обеспечивает рабочими местами более 700 тысяч граждан. Судостроение - комплексная отрасль промышленности. Сегодня индустрию формируют 182 предприятия, а смежников - более 2 тысяч компаний - металлургических, машиностроительных, в сфере электроники.
За последние десять лет предприятиями отрасли построено более 250 боевых и около 400 гражданских кораблей, судов и объектов морской техники водоизмещением более 100 тонн.
В перспективе роль судостроения будет только возрастать. Отрасль модернизируется, появляются новые, высокотехнологичные мощности, такие как судостроительный комплекс "Звезда" в Большом Камне (Приморский край) для строительства крупнотоннажного флота. В портфеле заказов у нового предприятия более 150 судов и объектов морской техники.
В конце марта в Архангельске пройдет IV Международный арктический форум "Арктика - территория диалога". Одно из направление дискуссий - наука и технологии. Здесь будут обсуждать энергетические и транспортные возможности Арктики. Среди выступающих по этой тематике - министр промышленности и торговли Денис Мантуров.
Как стало известно "РГ", в России началось проектирование самого мощного в истории судостроения ледокола в 120 мегаватт, это в два раза больше чем у тех, что строятся сегодня. Мечта всех полярников! Такой суперледокол позволит преодолевать ледяные поля толщиной до 4,3 метра, рубить в них каналы шириной до 50 метров при скорости 5-10 узлов. Впервые за всю историю Арктики навигация по-настоящему станет круглогодичной.
Денис Валентинович, последний атомный ледокол "50 лет Победы" рождался почти 17 лет и только в 2007 году вошел в состав "Атомфлота". Сегодня проектируются и строятся сразу девять ледоколов, практически четверть от действующего ледокольного флота. С чем связаны перемены?
Денис Мантуров: Внимание всех развитых стран обращено на развитие и освоение Арктики, шельфовых месторождений нефти и газа. Покорять эту территорию невозможно без большого количества сложной и разной морской техники.
Россия считается мировым лидером в строительстве и эксплуатации современного ледокольного флота. Всего в стране сейчас эксплуатируются тридцать ледоколов, из них пять - атомных, плюс атомное судно ледового класса, лихтеровоз "Севморпуть".
С 1959 года наша страна построила 11 атомных судов арктического класса. Сегодня "Балтийский завод" строит для "Атомфлота" три атомных ледокола нового поколения мощностью 60 мегаватт каждый. Они смогут круглогодично проводить караваны в западном районе Арктики, включая мелководные участки Енисея и Обской губы. Головной ледокол планируется передать заказчику в 2019 году, следом - два других.
Кстати, на Балтийском заводе в этом году заканчивается постройка первой плавучей атомной теплоэлектростанции мощностью 70 Мвт.
В чем отличие проектируемых ледоколов от существующих?
Денис Мантуров: Аналогов в мире действующим российским атомным ледоколам по мощности нет. А главное отличие в том, что отныне строительство всех ледоколов привязано к результатам научных опытно-конструкторских разработок. Министерство поставило перед разработчиками условие: наука - наукой, но должны быть прописаны планы для внедрения разработок в производство и представлен конкретный образец техники.
И, кстати, ярким примером внедренческого подхода является создание принципиально новых пассажирских круизных лайнеров, как я уже говорил, будущих флагманов российского речного пассажирского флота.
Первые три комплекта автомобилей "Кортеж" - лимузин, седан и минивэн - будут поставлены в гараж особого назначения в конце 2017 года, а со второй половины 2018 года начнется их массовое производство.
Об этом Денис Мантуров сообщил в разговоре с журналистами на VI Международной выставке высокотехнологичной продукции IESS, которая проходила в Индии. По его словам, возможно, к созданию автомобилей на единой платформе "Кортеж" подключатся две крупные индийские автокомпании.
Также одной из интересных для России тем станет участие индийских компаний - производителей автокомпонентов в кооперации с российскими авиастроителями самолета МС-21. А также продвижение Суперджета на индийский рынок.
В минпромторге предлагают вовлечь в предпродажное сотрудничество помимо итальянских дизайнеров еще и индусов, предложить им обустройство интерьера самолета. "В России создан авиационный кластер, и мы готовы к постоянному сотрудничеству", - пригласил Мантуров.
Индии также заинтересована в кооперации с нашими высокотехнологичными компаниями. Ее специалисты заинтересовались программой компьютерного инженерного анализа ученых из Екатеринбурга. Она позволяет проектировать ракеты, самолеты, мобильники, корабли, тракторы без испытаний, что вдвое-втрое экономит время и деньги. Московский авиационный институт показал микроспутник.
Все экспонаты важны и все принимались на ура. Отвечая на вопрос "РГ" о возможностях их практической реализации, Денис Мантуров заявил, что Россия и Индия ведут переговоры о создании нового инвестиционного фонда размером в миллиард долларов для финансирования проектов в обеих странах.
Благодаря государственной поддержке в Российской Федерации сейчас строятся уже более 90 судов. Из них 80 участвуют в лизинговых программах.
В 2016 году минпромторг направил потребителям более 7 миллиардов рублей в виде различных льгот, субсидий на строительство современного гражданского флота.
Для судов, построенных на отечественных верфях, после 1 января 2010 года и зарегистрированных в "Российском международном реестре судов", установлено льготное налогообложение.