Ученые зажгли 10 тысяч солнц

Созданная учеными из Германии уникальная система способна сфокусировать практически в точке энергию, эквивалентную излучению 10 тысяч наших солнц. Цель - получать водород, который называют топливом XXI века. У него масса достоинств, поэтому ученые давно предсказывают, что совсем скоро наступит эра водорода - экологически чистого топлива.

На нем уже ездят экспериментальные автомобили, однако до массового внедрения дело не доходит. Одна из главных причин - высокая цена получения водорода. Сегодня основной способ - извлечение из воды с помощью обычного электролиза. Все попытки придумать что-то более эффективное и дешевое, успеха пока не приносят.

Созданная в городе Юлих, неподалеку от Берлина, установка - еще одна такая попытка. Она напоминает соты, состоящие из 149 ксеноновых ламп. В ходе эксперимента ученые сконцентрировали излучение мощностью 350 киловатт на небольшом листе металла. Когда температура достигла 800 C, в камеру был подан водяной пар. Металл, отщепив кислород, развалил молекулу воды. В итоге образовался оксид и выделился водород, который выводится из камеры и собирается в специальные емкости. Чтобы повторить этот цикл, ученые еще повысили температуру. Теперь уже развалился оксид с выделением кислорода. В итоге металл освободился для новых "подвигов". И установка вновь готова получать водород из воды.

- Попытки получить водород делаются давно, - сказал корреспонденту "РГ" доктор технических наук Анатолий Столярский. - Еще 130 лет назад такие технологии пробовал применить Нобель на своих предприятиях в Баку. Периодически появляются сообщения о различных новых установках, но до массового применения дело не дошло. В самой технологии извлечения водорода немало проблем, ее надо доводить до оптимальной.

Из выхлопной трубы авто на водороде вместо "букета" вредных веществ капает простая вода. В принципе ее можно пить

Конечно, извлеченный немцами на установке в Юлихе водород пока получается "золотым". Ведь в лампах тратится огромная, причем не экологически чистая энергия. Какой же смысл этого эксперимента? Цель, по словам Столярского, тщательно отработать на ксеноновых лампах технологию получения водорода. И если она окажется эффективной, перевести ее затем на солнечное питание, заменив ксеноновые лампы и увеличив габариты в десятки раз. И вот тогда водород действительно может стать топливом XXI века.

Кстати

Сейчас в США действуют две революционные программы, начатые еще при президенте Джордже Буше: "Автомобиль свободы" и "Топливо свободы". Речь идет о двигателе на водороде. Сегодня на планете бегает около 900 миллионов автомобилей. Эта армада - опаснейший враг окружающей среды. Бич крупных городов. А водород - чистое топливо. Из выхлопной трубы вместо "букета" вредных веществ капает простая вода. В принципе ее можно пить. Американцы не одиноки в своем стремлении к водороду. Все крупнейшие фирмы, в частности "Опель", БМВ, "Дженерал Моторс", "Крайслер" и т.д., заимели свой "микропарк" машин на водороде, вкладывают в разработки огромные суммы. Взялись за водород и японские "Тойота" и "Хонда". Крупные программы приняты в Китае, Южной Корее, Канаде, Европейском сообществе.