История "Тосно" - это футбольная сказка про Золушку. В 1997 году в Тосно появился клуб "Эра", на чемпионате Ленобласти он показывал более чем скромные результаты. В 2013-м команду взяла под свое крыло крупная девелоперская компания.
Клуб вначале закрепил позиции во втором дивизионе, потом вышел в первую лигу и вот сейчас готовится к тому, чтобы начать игру в высшей.
Примечательно, что в самом Тосно команда никогда не играла, в городе просто не нашлось подходящей площадки. Домашние матчи второго дивизиона проводились в Тихвине, потом "Тосно" играл на запасном поле в "Петровском", но там оказалась дорогая аренда и футболисты перебрались на новгородский стадион "Электрон".
Три года назад спонсор команды предложил построить стадион в Кудрово на 40 тысяч зрителей. Все затраты по инфраструктуре инвестор был готов взять на себя, взамен же предложил построить в деревне жилой комплекс. Но проект дальше разговоров не пошел.
Между тем, команда все выше поднималась в чемпионате и сейчас в первенстве ФНЛ занимает вторую строчку турнирной таблицы, уступая лишь легендарному московскому "Динамо", клубу, который в первой лиге оказался скорее по нелепой случайности. Три победителя игр ФНЛ получают путевку в Премьер-лигу, то, что среди них окажется "Тосно", сомнений практически нет.
Но пока футболисты и тренеры принимают поздравления, Максим Левченко, управляющий девелоперской компании, которая сейчас полностью финансирует клуб, сделал заявление, что расходы "Тосно" в Премьер-лиге окажутся непосильны для одного спонсора. Нынешние затраты на команду составляют полмиллиарда рублей, в высшем дивизионе они, по мнению инвестора вырастут минимум вдвое. Поэтому Левченко бросил клич среди крупных бизнесменов с предложением поддержать "Тосно".
Пока спонсоры в очередь не выстроились, что по словам специалиста агентства "Футбольные коммуникации" Александра Касаткина, вполне естественно.
- К сожалению, текущие реалии в российском футболе таковы, что спонсорство футбольного клуба нельзя назвать прибыльным делом, однако при грамотной работе клубных маркетологов спонсор может получить хорошую отдачу. Клуб должен постоянно находиться в процессе привлечения новой аудитории болельщиков, постепенно трансформируя привлеченную аудиторию в лояльных потребителей продуктов спонсора, - говорит эксперт.
Если в ФНЛ посещаемость матчей была скромной, а выручка от продажи билетов и сувенирной продукции оказывалась смехотворной, то в Премьер-лиге эти статьи могут реально приносить доход. Но только при условии, что команда хорошо себя зарекомендует, то есть, будет выигрывать. Директор агентства "Футбольные коммуникации" Сергей Аляев полагает, что перспективы у "Тосно" в Премьер-лиге довольно туманные.
- У клуба нет ресурсов для этого на данный момент, - говорит эксперт.
Тем не менее, в "Тосно" анонсирована 20-процентная смена состава, причем, с большой вероятностью клуб будет закупать иностранных игроков. Эта новость весьма расстроила болельщиков.
Правда, стоит отметить, что и в нынешнем составе "Тосно" играет четыре легионера. Собственно самих уроженцев Тосно в команде тоже нет. Только три игрока связаны с Петербургом и прошли через детскую академию или второй состав "Зенита". Остальные - воспитанники футбольных школ со всей страны. В команду они пришли уже после того, как клуб начал новую жизнь с финансированием и стабильным ростом в турнирных таблицах.
Детские команды под знаменами "Тосно" тоже есть, они, как раз и базируются в Ленобласти. Спонсоры клуба говорят, что бросать финансирование детского спорта они не намерены, но тут же подчеркивают, что массовый спорт и спорт высоких достижений - это разные вещи. Вывод напрашивается сам собой: чем выше взлетит "Тосно", тем меньше шансов, что ленинградские мальчишки когда-нибудь смогут играть в основном составе команды.
Более того, само название "Тосно" может так и не засветиться в турнирных таблицах, ведь сейчас инвестор задумался о ребрединге. Среди вариантов называются "Ингрия" и "Александр Невский". Сергей Аляев считает, что решение сменить имя вполне логично.
- Название должно быть более привлекательным. "Александр Невский" - неплохой вариант, - считает эксперт.
Болельщики, а основной актив поклонников клуба сосредоточен в Великом Новгороде, восприняли новость о ребрединге без энтузиазма.
- ФК "Тосно" имеет хоть небольшую, но историю и это уже бренд. Поэтому менять его категорически не стоит, - уверен Антон Константинов, администратор сообщества поклонников клуба. С болельщиками согласен и Александр Касаткин. По словам эксперта, при переходе в Премьер-лигу, клуб проводит ребрединг лишь в исключительном случае, например, если нужно срочно сменить вектор.
Последняя ниточка, которая пока связывает "Тосно" с Ленобластью - это его региональная прописка. Но не исключено, что с членством в Премьер-лиге клуб в прямом смысле переедет. Первые матчи высшего дивизиона "Тосно" уже точно проведет на новгородском "Электроне", но что будет дальше, пока загадка. Владельцы клуба намекают, что не против проводить матчи на "Петровском", правда, этот стадион до 2020 года находится в ведении у "Зенита". Эксперты уверены, что логичный вариант исхода событий - это смена прописки клуба с ленинградской на петербургскую.
По словам Александра Касаткина, в футбольной среде издавна используется противопоставление московских и петербургских клубов. Но если столицу в Премьер-лиге сейчас представляет три команды, а с возвращением "Динамо" их число возрастет до четырех, то за Петербург отдувается только "Зенит".
Сергей Аляев считает, что сам факт появления в городе команды-конкурента может благотворно сказаться в том числе и на игре сине-бело-голубых. Примечательно, что помимо петербургской, "Тосно" может претендовать и на новгородскую прописку. Учитывая, что в Премьер-лиге нет ни одного клуба из этого региона, то официальный переезд может вызвать интерес у спонсоров.
Антон Константинов рассказал "РГ", что о таком исходе мечтают и многие болельщики, ведь именно под их одобрительные крики команда и одерживала свои первые серьезные победы. Примечательно, что при таком раскладе не нужно искать новую базу, ведь на "Электроне" скоро должна завершиться реконструкция и стадион сможет принимать до 10 тысяч зрителей.
Тем не менее, менеджмент клуба к смене прописки не готов и позиционирует "Тосно" как команду, которая играла и будет играть за Ленинградскую область.