Василий Осьмаков: Арктика остается регионом особых интересов для России

В Архангельске начал работу Международный арктический форум "Арктика - территория диалога". Форум регулярно проводится с 2010 года и является крупнейшей площадкой для совместного обсуждения с зарубежными партнерами актуальных проблем и перспектив региона. Главная тема в этом году "Человек в Арктике". Чтобы людям жилось и работалось комфортно, регион должен развиваться в промышленном плане. Какие крупные инвестпроекты сейчас здесь реализуются? На этот и другие вопросы "РГ" отвечает замминистра промышленности и торговли РФ, член оргкомитета по подготовке и проведению форума Василий Осьмаков.

Василий Сергеевич, в каком направлении идет сейчас индустриальное развитие Арктической зоны?

Василий Осьмаков: Символично, что форум будет проводиться в Архангельске, откуда исторически началось освоение Русского Севера. Архангельская область и сейчас является одним из регионов - драйверов развития Арктики. На сегодня там действуют уже два промышленных кластера - судостроительный и лесопромышленный. В каждый из них входят более 30 предприятий.

Минпромторг готов рассматривать и поддерживать заявки по созданию других кластеров в Арктике. Появление таких точек роста дает необходимый импульс социально-экономическому развитию всей Арктической зоны.

В этой связи создание инфраструктуры в Заполярье является наиболее важной задачей. Для того чтобы обеспечить комфортные условия для проживания и работы в суровых арктических условиях, нужно комплексно развивать местные территории, повышать транспортную доступность, формировать современную информационно-телекоммуникационную среду. Это большая системная работа.

В регионе закладывается база для реализации крупных инвестиционных и инфраструктурных проектов

Арктика - в первую очередь источник сосредоточения колоссальных природных ресурсов, которые при этом крайне трудно извлекать. Реализуемые здесь проекты являются по-своему уникальными для нашей промышленности?

Василий Осьмаков: Для Крайнего Севера свойственны очаговый характер освоения территорий, удаленность от промышленных центров, слабодиверсифицированная структура экономики. Поэтому реализация здесь инвестиционных проектов - это действительно высокозатратный и сложный процесс, который требует согласованных действий со стороны всех его участников: государства, бизнеса, госкорпораций, научного сообщества, местных чиновников.

Несмотря на все эти объективные ограничения, Арктика остается регионом особых интересов для России не только с социально-экономической, но и с политической точки зрения. Это вопрос национальной безопасности, в том числе технологической.

Именно поэтому сейчас в регионе, при поддержке Минпромторга России, закладывается база для дальнейшего развития крупных инвестиционных и инфраструктурных проектов. В первую очередь по тем направлениям, где уровень импортозависимости до недавнего времени являлся для нашей промышленности критическим. Например, в области нефтегазового оборудования.

Импортозамещение не самоцель, а отличная мотивация для внедрения отечественных прорывных технологий

Какие меры необходимы для избавления от импортозависимости этой отрасли, которая особенно остро почувствовала на себе введение международных санкций?

Василий Осьмаков: Независимо от внешней конъюнктуры наше нефтегазовое машиностроение должно быть способным, опираясь на собственные силы и компетенции, производить ключевое оборудование для разведки, добычи и переработки сырья в Арктике. Импортозамещение здесь является не самоцелью или ответом на чьи-либо санкции, а отличной мотивацией для освоения и внедрения отечественных прорывных технологий.

Да, существуют определенные барьеры, связанные с созданием нефтегазового оборудования, над устранением которых сейчас ведется активная работа. В числе этих проблем - дефицит производственных мощностей для замещения устаревшего оборудования, недостаточно высокий уровень развития отечественных технологий, ограниченный спектр выпускаемой продукции.

Что предлагает минпромторг для решения этих проблем?

Василий Осьмаков: Перечень мероприятий очень широкий, поэтому выделю несколько основных направлений.

Во-первых, это создание полигонов для проведения натурных испытаний и сертификации нефтегазового оборудования. Во-вторых, разработка стратегических документов по комплексному геологическому изучению, промышленному освоению и переработке отдельных видов полезных ископаемых Арктической зоны.

Отдельно большая работа - создание судов, оснащенных самым современным сейсморазведочным оборудованием, в том числе для проведения сложных подводно-подледных донных работ. Большинство из них использует сегодня импортное оборудование. Изменить эту ситуацию в одночасье невозможно, но проблема постепенно решается.

Наконец, еще одно важное направление связано с созданием отечественных систем, позволяющих бороться с аварийными разливами нефти. Наверное, нет нужды лишний раз говорить о том, насколько важна в контексте освоения Арктики экологическая составляющая.

Способно ли наше машиностроение удовлетворить спрос со стороны государства и компаний-заказчиков на современное отечественное оборудование?

Василий Осьмаков: Мы видим сегодня большой потенциал для развития отечественных машиностроительных компетенций. Именно поэтому минпромторг выделил в отдельное приоритетное направление работу по импортозамещению технологий и оборудования для нефтегазодобычи в арктических условиях.

У нас есть несколько площадок, где мы общаемся с российскими компаниями топливно-энергетического комплекса, отраслевыми экспертами и научным сообществом. Это и Межведомственная рабочая группа по импортозамещению в ТЭК, и Научно-технический совет по развитию нефтегазового оборудования. Отдельные группы экспертов работают по направлениям "Технологии и оборудование для шельфовых проектов" и "Подводные добычные комплексы". Благодаря тесному взаимодействию с заказчиками и поставщиками, мы знаем их ключевые потребности, принимаем совместные решения по развитию отрасли.

Можно ли назвать примерный объем средств, необходимых для развития отечественного нефтегазового оборудования для нужд Арктики?

Василий Осьмаков: Минпромторг подготовил и уже направил в правительство проект подпрограммы "Создание оборудования и технологий нефтегазового и горнопромышленного машиностроения, необходимых для освоения минерально-сырьевых ресурсов Арктической зоны хозяйствования до 2020 года". Ее реализация позволит сократить долю импортной продукции для освоения месторождений полезных ископаемых на внутреннем рынке с 85 до 65 процентов к 2020году и до 50 процентов к 2025 году.

Целый ряд проектов реализуется также в рамках программы "Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений на 2015-2030 годы". Так, на создание принципиального нового отечественного сейсморазведочного оборудования выделено свыше 1,2 миллиарда рублей.

В свое время специалисты подсчитали, что общая стоимость минерального сырья, сосредоточенного в российской арктической зоне, превышает 30 триллионов долларов. Поэтому вложения, направленные в освоение региона, могут окупиться с лихвой. Еще раз подчеркну, что вся эта работа проводится не просто с целью механической замены зарубежной продукции на российскую. Конечная цель импортозамещения напрямую связана с повышением глобальной конкурентоспособности наших производителей.

Какие проекты реализуются сегодня в других отраслях?

Василий Осьмаков: Как я уже говорил, одним из первостепенных является вопрос транспортной доступности в Арктике. Ведутся перспективные разработки по производству специальных транспортно-технологических машин, которые способны осуществлять грузопассажирские перевозки в экстремальных условиях Крайнего Севера. В сфере авиации я бы выделил новейшие технологические решения, реализованные при создании арктического вертолета Ми-8АМТШ-ВА. На нем установлена не имеющая аналогов в мире система запуска двигателей при температурах до минус 60 C в режиме автономного и безангарного базирования машины.

В части инфраструктуры осуществляется господдержка разработки композиционных материалов нового поколения с техническими свойствами, необходимыми для их использования при строительстве объектов в любых климатических зонах, в том числе Арктической.

Очень важным моментом, в том числе с экономической точки зрения, является модернизация инфраструктуры Северного морского пути. Эта артерия позволяет диверсифицировать цепочки поставок грузов из разных регионов мира. Для ее развития требуется, в частности, создание современного атомного ледокольного флота. И эта работа сейчас активно ведется. Например, в Санкт-Петербурге строятся три универсальных атомных ледокола, что в итоге должно укрепить наши позиции в Арктике.

Добавлю, что в 2016 году наши ледоколы провели по Северному морскому пути уже в два раза больше судов по сравнению с годом ранее. Они начали осуществлять проводку судов в "несезон", наша специальная техника первой в мире стала преодолевать маршруты, которые ранее считались непроходимыми. Все это настраивает на оптимистический лад.