Сегодня компании, предприятия и научные институты Сибири и Урала достаточно активно ведут работу по реализации комплексной программы "Арктика". В нее вовлечены АО "Радиосвязь" (Красноярск), Омский завод транспортного машиностроения, Институт прочности и материаловедения Сибирского отделения РАН, Национальный исследовательский Томский политехнический университет и другие.
По мнению полномочного представителя президента России в СФО Сергея Меняйло, этой работе важно придать системный характер, чтобы крупные компании, чья деятельность связана с арктической зоной, хорошо представляли, какую продукцию, технологии и услуги им могут предложить регионы.
Между тем уже составлен каталог сибирской промышленной и научно-технической продукции для Арктики и Крайнего Севера. По аналогии с ним минпромторг России планирует создать общероссийский реестр предприятий, работающих по арктической тематике. С каталогом смогли ознакомиться участники совещания, прошедшего в новосибирском Академгородке под руководством полпредов президента РФ в Сибирском и Уральском федеральных округах. Пилотная версия была представлена на заседании госкомиссии по вопросам развития Арктики в июне прошлого года и одобрена вице-премьером российского правительства Дмитрием Рогозиным. С последней редакцией могут ознакомиться участники архангельского форума.
- В каталог включено более трехсот наименований высокотехнологичной продукции, которую сегодня выпускают шестьдесят предприятий Омской, Томской, Иркутской, Новосибирской, Кемеровской областей, Красноярского и Алтайского краев, республик Бурятия и Хакасия, - сообщил губернатор Омской области Виктор Назаров.
В частности, в нем представлены транспортные средства, строительная и дорожная техника, энергетическое оборудование, средства связи, системы контроля, управления и диагностики, оборудование для добывающей промышленности. Виктор Назаров отметил, что есть продукция, которая давно и успешно служит людям в северных условиях. Например, вездеходы "Арктика" омского производства уже пятнадцать лет используют для перевозок в труднодоступных районах Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого округов, Камчатского и Красноярского краев, на Дальнем Востоке. Специалисты Института нефтегазовой геологии и геофизики имени А. А. Трофимука Сибирского отделения РАН создали оборудование, позволяющее вести геофизические исследования арктического шельфа с дрейфующих льдин. В Томском госуниверситете разрабатывают первую технологию кучного обогащения руды, содержащей ванадий и титан.
Новый метод, в котором не будут использоваться вредные реагенты, актуален для использования в арктических регионах с хрупкой экологической структурой. Это особенно актуально в то время, когда предполагается увеличить объемы добычи сырья на этой территории.
А по словам полпреда президента в УрФО Игоря Холманских, на Урале подготовили перечень проектов, направленных на освоение арктической зоны. Главным образом они связаны с развитием транспортной инфраструктуры. Это строительство морского порта Сабетта, железнодорожного Северного широтного хода, новой железнодорожной линии необщего пользования "Бованенково - Сабетта", участка автодороги "Сургут - Салехард" - всего 150 перспективных проектов, из них двадцать первоочередных, со сроком выполнения до 2030 года. На их реализацию потребуется полтора триллиона рублей.
- Все проекты и продукция должны быть конкурентоспособными, а заказчики, исполнители, подрядчики - знать друг друга. Поэтому необходим общероссийский интернет-портал, на котором можно было бы разместить информацию о потребностях добывающих или иных предприятий, ведущих работу в Арктике, а также госзакупках продукции для арктических нужд. Данный ресурс будет способствовать развитию научных разработок для арктической зоны и росту выпуска высокотехнологичной продукции, - уверен Игорь Холманских.
По мнению губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрия Кобылкина, это исключит нерациональные расходы на разработки и выпуск одинаковой продукции в разных регионах. А Сергей Меняйло обратил внимание на то, что это также поможет сориентировать потребителей - крупные компании - на отечественную продукцию. Как известно, большая часть оборудования, которым пользуются полярники, - импортного происхождения. Российская техника, по оценке специалистов, на 15-30 процентов дешевле и по своим характеристикам не уступает зарубежной. В частности, успешный опыт применения оборудования томского производства есть у "Газпрома". Компания разработала дорожные карты взаимодействия с Иркутской, Томской, Омской областями - по заказам газовиков там работают порядка семидесяти предприятий. Но до сих пор нет единых требований (регламента) к продукции, которую планируется применять в сложных арктических условиях.
Губернатор Красноярского края Виктор Толоконский напомнил, что на арктическую зону приходится половина объема производства в регионе, здесь осваивают новые месторождения углеводородного сырья. Общие геологические ресурсы углеводородов в крае оцениваются почти в девятнадцать миллиардов тонн. Он предложил создать единый информационный центр в рамках Сибирского отделения Академии наук, который бы координировал все работы в интересах развития Арктики и арктического Севера.
- Убежден, что консолидированная работа ученых различных областей науки из сибирских университетов сможет серьезно помочь в решении важных задач освоения арктического Севера. Без интеграции научно-технологического, промышленного и кадрового потенциала нам обойтись, - отметил красноярский губернатор. - В этом смысле госкомиссия по развитию Арктики должна стать межотраслевым центром, который бы координировал и финансировал реализацию проектов и госпрограмм в данной сфере. Начать нужно с обновления вектора задач по освоению Севера.
Во главу угла Толоконский предлагает поставить тезис "Север - для человека": повышение качества жизни представителей коренных малочисленных народов, поддержка населенных пунктов, расположенных в арктической зоне, не менее важны, чем решение экономических задач.
- Достижение глобальной цели - освоения арктической зоны России - невозможно без объединения всех заинтересованных сторон и эффективного взаимодействия Уральского и Сибирского федеральных округов, в которых больше всего реализуется арктических проектов. Это придаст импульс развитию территории и привлечет высококлассных специалистов. Вместе с тем апробированная на арктических полигонах новая продукция станет конкурентоспособной и востребованной экономикой всей страны, - резюмировал полпред Сергей Меняйло.