Фестиваль "Дубль дв@" - удачный способ развеивать легенды. Одна из них - перманентная гибель российского кино. Оно вечно гибнет, но волшебным образом вечно возрождается. Примерно как кинематографии Италии, Англии или Германии, переживающие те же процессы.
Это дежурное блюдо российских медиа. Пишут о распаде школы сценаристов, о робости в выборе тем и общественных проблем - затяжной идейной импотенции. Во многих случаях диагноз справедлив. Но больной-то жив.
Да, подавленно замолчали классики, но приходят молодые таланты. Минувшие годы богаты дебютами, и перед нами фактически новое российское кино. Возбуждает ли оно надежды или углубляет кризис художественной мысли в России - каждый сможет судить самостоятельно: лучшие образцы российской кинопродукции последних лет - в свободном доступе в Интернете.
3 апреля стартует VIII онлайн-фестиваль "Дубль дв@". Его название говорит само за себя: это попытка дать вторую премьеру лучшим фильмам, которые так и не дошли до широкой аудитории - число зрителей, сумевших их посмотреть, исчисляется немногими тысячами, а то и сотнями.
Поверьте, для фестиваля мы отбирали интересное кино. И очень разное: драмы, комедии, фарс, эксцентриада, фантастика, детектив, кино молодежное и спортивное. Это кино могло бы собирать полные залы. Больно не оно - болен прокат, растерявший все свои умения продвигать умные фильмы, и больна типичная публика попкорновых залов, завороженная компьютерными стрелялками-погонялками и разучившаяся в кино переживать, думать и отличать прикол от юмора.
Посмотрите эти фильмы и прикиньте, справедлива ли их судьба. По данным нашего партнера сайта КиноПоиск, молодежную комедию Михаила Местецкого "Тряпичный союз", в Берлине собиравшую полные залы, у нас посмотрели... 7,1 тыс. человек на всю огромную кинодержаву! Живописную притчу "Ангелы революции", принесшую Алексею Федорченко приз "Марк Аврелий будущего" в Риме за разведку новых путей кинорассказа, в России видели 3,4 тысячи зрителей. Очаровательную, иначе на скажешь, "курортную комедию" Веры Сторожевой "Сдается дом со всеми неудобствами", вы не поверите: 226 человек. На этом фоне спортивную молодежную драму Эдуарда Бордукова "Коробка", собравшую фантастический урожай мировых Гран-при, можно считать рекордсменом - она привлекла внимание целых 49 тысяч!
Для сравнения напомню, что в иные времена даже серьезные и сложные картины у нас смотрели, уже в век телевидения, миллионы - именно такова потенциальная аудитория России. Даже если сделать поправку на распад СССР - там-то счет шел на десятки миллионов. Сегодня большинство российских картин просто не доходит до средних и малых городов, не говоря о селе.
И вот мы пытаемся в очередной раз заполнить прокатный вакуум: лучшие картины последних лет будут доступны для просмотра в любой точке планеты бесплатно и, в большинстве, с английскими субтитрами. Каждая выкладывается в Сеть на 48 часов; на сайте фестиваля будет работать форум, где желающие смогут поделиться впечатлениями и голосовать за фильмы по 10-балльной шкале, влияя на судьбу Приза зрительских симпатий.
В этом году у нас два конкурса: игровые фильмы полного и короткого метра. Жюри главного конкурса возглавляет Александр Митта - легендарный автор таких картин, как "Гори, гори, моя звезда", "Сказ про то, как царь Петр арапа женил", "Сказка странствий", "Экипаж". В его жюри вошли всеми любимая актриса Юлия Ауг, только что получившая премию "Ника" за роль в фильме "Ученик", лауреаты фестиваля "Дубль дв@" режиссеры Оксана Карас ("Репетиции", "Хороший мальчик"), Александр Котт ("Брестская крепость", "Испытание", "Инсайт") и представители основателя фестиваля - "Российской газеты". Жюри конкурса короткого метра - молодежное, оно формировано из студентов Института кинематографии (ВГИК).
Два финальных дня, пока жюри подводят итоги, посвящены театру: в Интернете пройдут спектакли "Зойкина квартира" Михаила Булгакова в постановке Владимира Панкова из Саундрамы и мюзикл Геннадия Гладкова "Обыкновенное чудо" по пьесе Евгения Шварца (режиссеры Иван Поповски и Алексей Иващенко). А 13 апреля на церемонии закрытия будут объявлены имена новых обладателей Гран-при, Приза зрительских симпатий, Приза за лучшую актерскую работу и Специального приза "РГ".
Есть и еще один приз: "За выдающийся вклад в киноискусство". Его лауреатами в прошлые годы были Александр Митта, Сергей Соловьев, творческие тандемы Глеб Панфилов - Инна Чурикова и Владимир Меньшов - Вера Алентова. На этот раз его получает Александр Прошкин, создатель фильмов "Холодное лето пятьдесят третьего", "Увидеть Париж и умереть", "Русский бунт", "Доктор Живаго", "Живи и помни", "Райские кущи"... По случаю награждения мастера фестиваль покажет его новейшую кинодраму "Охрана" - вне конкурса. Что не отменяет для зрителей возможности писать свои отзывы в форуме.
Коротко о конкурсных картинах. Здесь есть работы, которые формально можно отнести к артхаусу, но они эффектны, ярки, эксцентричны и способны привлечь внимание более массового зрителя - например, "АНГЕЛЫ РЕВОЛЮЦИИ" Алексея Федорченко. В ее основе реальный случай из 30-х годов, когда бригада художников-авангардистов прибыла к лесным ненцам и ханты, чтобы насадить там новую жизнь, от детских домов до супрематизма. Но древние народы посоветовались со своими духами и убили пришельцев.
Есть фильмы и более традиционные, но теплые и трогательные - как "ТЭЛИ И ТОЛИ", современная лирическая комедия Александра Амирова о государственной границе, которая разделила два кавказских села, но так и не смогла отгородить друг от друга души их жителей.
В фаворите мировых фестивалей - молодежном фильме "КОРОБКА" Эдуарда Бордукова - дворовый футбол становится полем национальной вражды и источником новой мудрости, ведущей к примирению.
На Берлинском фестивале успехом пользовался "ТРЯПИЧНЫЙ СОЮЗ" Михаила Местецкого - о суровом мужском братстве российских "хиппи", бунтующих против всего сущего сразу. В России его, как сказано, почти не показывали.
Российско-французская драма "ПОЕЗДКА К МАТЕРИ" Михаила Косырева-Нестерова прошла по многим мировым фестивалям и только что получила Гран-при в Турине (Италия); в фильме снялась французская звезда Адель Экзаркопулос ("Жизнь Адель"), ее партнер - артист театра "Современник" и дебютант в кино Артем Алексеев.
Новым явлением Воланда и современной версией "Мастера и Маргариты" окрестили фантасмагорию Андрея Прошкина по сценарию Юрия Арабова "ОРЛЕАН", где Виктор Сухоруков в роли таинственного Экзекутора, а Олег Ягодин за роль незадачливого доктора Рудика удостоен "Белого слона". К фантастике можно отнести и притчу "МОНАХ И БЕС" Николая Досталя - тоже по сценарию Юрия Арабова.
Многим доставит удовольствие курортная комедия Веры Сторожевой "СДАЕТСЯ ДОМ СО ВСЕМИ НЕУДОБСТВАМИ", где некий авантюрист сдал уютную хату у моря сразу нескольким семьям.
И особое место занимает в программе криминальная драма "МОЙ УБИЙЦА" Костаса Марсана - образец бурно растущей кинематографии Якутии, где снимают самобытное кино, его любят зрители, оно себя окупает и рождает все новые таланты. Последний Берлинале даже посвятил молодому кинематографу отдельную программу.
Если полнометражные картины еще иногда выходят на большой экран, то у короткого метра таких шансов нет вообще. Хотя именно в коротком метре - динамичном и недорогом - больше всего молодых талантов и интересных художественных опытов. И шанс увидеть некоторые из сонма никому не известных талантливых картин на фестивале "Дубль дв@" можно считать уникальным.
В конкурсе "малых фильмов" - экранизация Людмилы Петрушевской "КОМУ ЭТО НУЖНО", выполненная режиссером Владимиром Непевным, оригинальный философский этюд в жанре ужастика "ПАНОПТИКОН" Валерия Переверзева, очаровательный рассказ о тревогах детства "БЛИЖЕ, ЧЕМ КАЖЕТСЯ" Наталии Беляускене, экранизация чеховского рассказа "ВЕДЬМА" Веры Водынски, эксцентрический фарс "ФЭЙК" Ивана Китаева и, наконец, космическая драма "КОЛЫБЕЛЬ" дебютанта Артура Сухонина, недавно получившая, вслед за "Интерстелларом" Кристофера Нолана и "Марсианином" Ридли Скотта, "научного Оскара" на RAW Science Film Festival в Лос-Анджелесе.