Драматург Людмила Петрушевская, так любимая всеми по театру, никогда не экранизировалась. Хотя к ее пьесам примеривались и Лариса Шепитько, и Татьяна Лиознова, и Владимир Мотыль - но не случилось. И вот пьесой "Кому это нужно" заинтересовался известный петербургский режиссер-документалист Владимир Непевный.
Пьеса одноактная, фильм короткометражный. В нем три героя: Она, Он и луковица. Главная, конечно, - Она. В этой роли уникальная актриса Ольга Антонова, которая снималась в кино необъяснимо мало, но это были незабываемые роли в "Почти смешной истории" и "Этом милом старом доме" Петра Фоменко, в "Астеническом синдроме" Киры Муратовой. Уже одно это могло бы сделать фильм предметом пылкого ожидания поклонников актрисы во всех уголках России. Но - опять не случилось: прокатчики российский короткий метр любят еще меньше, чем длинный.
- Людмила Петрушевская как никто другой умеет передать парадоксальность нашей жизни, граничащую с абсурдностью и гротеском, - рассказывает Владимир Невинный. - Выразить тот разлом, который случился, когда рухнул СССР, и возникла новая страна, с которой мы пока никак не можем разобраться. В ее пьесах очень интересно сопрягается опыт советской и постсоветской жизни. Первый в фильме будет представлен Ею, второй - Им, оба - соседи по коммунальной квартире, между обоими пропасть - не только возрастная, но и психологическая. Да, это своего рода абсурдная комедия. Она начнется с невинной просьбы помочь вырастить луковицу - приходить, поливать ее и пр. И закончится самыми интересными предположениями о том, зачем это все нужно. Так что зрителей ждут самые эксцентричные, даже абсурдистские повороты событий.
Владимир Непевный снимает преимущественно документальные фильмы, он был участником нашего 2-го "Дубль дв@" с картиной "Виктор Шкловский и Роман Якобсон. Жизнь как роман" (2009). Он и свою игровую картину "Кому это нужно" оснастил документальными кадрами из учебного фильма о луке - эти кадры играют в картине важную роль. Оператор - Александр Буров, снимавший фильмы Александра Сокурова и Евгения Юфита. Ну, а неповторимой Ольге Антонове выпало создать не только образ предприимчивой соседки по коммунальной квартире, но и обобщенный образ нашего родимого социума, нашей среды обитания в большой и по-прежнему коммунальной стране, где "кто был ничем, тот станет всем" и захочет непременно все сразу освоить и утрамбовать в личную копилку.
Бюджет будущей картины формировался методом краудфандинга, что по-русски означает "с миру по нитке". В прессе был брошен клич: кому интересно будет посмотреть одну из первых экранизаций Людмилы Петрушевской, поделитесь, кто чем может. Так уже делали авторы многих мировых картин, в том числе и знаменитых. Удалось и на этот раз: пусть собрали на картину не сразу и не столько, сколько было нужно, но сократились и уложились. Снимали на квартире у режиссера, актеры работали бесплатно, и теперь народ, вложивший в фильм "Кому это нужно" свои личные деньги, может ее посмотреть на нашем фестивале.
О фильме "Кому это нужно" - народная артистка России Ольга Антонова в беседе с корреспондентом "РГ" Светланой Мазуровой:
- Работать на этой картине было очень интересно. Правда, бывало, что на пленке иногда происходила какая-то двусмысленность. На площадке это решение было правильным, а в результате монтажа получалось несколько иное. И потом мы оба - и я, и режиссер - привыкали к тому, что произошло…
Пьеса Петрушевской написана с юмором, и она абсурдистская, в духе Хармса. Я люблю Хармса, эксцентрику и подумала, что здесь широкое поле для импровизации. Да и Хармсу, наверное, понравилось бы, что фильм вышел двусмысленным. К тому же я как раз сидела без дела, а съемки - это хороший тренинг. Моим партнером оказался Володя Крылов, ученик моего курса в Театральной академии. Все снимались бесплатно: денег на фильм было очень мало, только на технические нужды. Деньги присылали сами зрители, и мы старались их не подвести. Безденежье и трудности сплачивали нашу группу, и я до сих пор вспоминаю об этой работе с удовольствием и благодарностью. Володя Непевный - мой давнишний приятель, но я не ожидала, что он потрясет меня художественным фильмом.
*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"