Именно там 6 апреля состоится показодного из главных фильмов N.I.C.E. - документальной ленты "Сегантини: возвращение к природе" Франческо Феи. Как видно из названия, фильм посвящен Джованни Сегантини - итальянскому живописцу XIX века, имя которого в России неспециалистам практически неизвестно. Однако Сегантини оставил заметный след в европейской живописи, которая во второй половине XIX века превратилась в настоящий бурлящий котел различных школ, стилей и направлений. В этом котле рождался новый язык искусства, благодаря которому стал возможен, например, русский авангард. Сегантини вряд ли можно назвать прямым предком кого-то из знаменитых авангардистов. Однако на примере эволюции его живописи Феи демонстрирует путь живописного искусства позапрошлого века: от реалистических пейзажей к ярким экспериментам с перспективой и цветом (Сегантини в какой-то момент увлекся пуантилизмом), от постимпрессионизма к символизму с глубоким религиозно-философским подтекстом.
Главная ценность фильма Феи, впрочем, не образовательная, а биографическая. Перед нами - образец интимной биографии. В игровых эпизодах (есть здесь и такие) фрагменты из писем художника зачитывает актер Филиппо Тими. Периодически в кадре появляется внучка живописца (зовут ее, к слову, Джоконда)и делится своими воспоминаниями о деде. Эти сцены в фильме поражают больше всего - оказывается, вторая половина XIX века, изрядно мифологизированная и сама по себе превратившаяся в артефакт, до сих пор - пусть и из вторых рук - может быть воскрешена. В конечном счете, "Сегантини" - свидетельство неразрывной связи времен и поколений, которое служит демонстрацией избитого тезиса о том, что жизнь коротка, а искусство вечно.
Другой фильм программы покажут в Третьяковке на следующий день, 7 апреля. "Если бы я только был тем воином" 29-летнего режиссера Валерио Чириачи тоже в каком-то смысле о связи времен - в ином контексте. В 2012 году власти итальянского городка Аффиле открыли памятник Рудольфу Грациани, генералу эпохи Муссолини, который возглавлял эфиопскую кампанию Италии в 1935 году. Муниципалитет не смутило, что имя Грациани фигурирует в списке военных преступников. Многочисленная эфиопская община Италии (фильм Чириачи фиксирует и эту сторону европейской реальности - рост количества мигрантов) возмутилась, начались протесты. Фильм не ударяется в полемику о том, нужно ли увековечивать любую память, но рисует портрет коллективного бессознательного, в котором фантомы прошлого - для кого-то страшные, для кого-то героические - оживают и принимают формы монументов.
Фестиваль нового итальянского кино продлится в Москве до 9 апреля.