С начала года с омских улиц исчезло более четырехсот "газелей". Однако маршрутки продолжают курсировать по городу, но теперь уже в качестве такси. Такой способ дает возможность предпринимателям, оставшимся не у дел, заработать на жизнь. Избегать штрафов им активно помогают сами пассажиры, заявляющие сотрудникам контролирующих органов, что едут на заказанной машине.
"Нам важно быстро, без пересадок, добраться на работу и домой. А после сокращения маршрутов это стало невозможно в принципе, и теперь за проезд приходится вдвое переплачивать", - оправдываются омичи.
Стоит сказать, что муниципалитет делает все возможное, чтобы реорганизация транспортной системы города шла безболезненно. Однако, по сути, речь идет о переделе рынка, и предприниматели с таким положением дел совершенно не согласны. К тому же самостоятельно городским властям многие проблемы не решить. С отдаленных от центра микрорайонов в вечернее время возить пассажиров, собственно, некому. Городской автопарк изношен на 95 процентов, требуется минимум тысяча водителей. Но отступать от установленных ими правил власти не намерены. Тем более что из-за обилия транспорта омские магистрали оказались перегружены, по сравнению с дорогами других сибирских городов, вдвое.
- Мы должны направить действия перевозчиков в русло закона, - уверен директор департамента транспорта Алексей Мартыненко. - Меры по наведению порядка на магистралях уже дают положительный эффект: растет пассажиропоток, городские предприятия начали зарабатывать. Это вселяет надежду, что мы преодолеем кризисную ситуацию.
По данным мэрии, с начала года муниципальный транспорт дополнительно заработал почти четырнадцать миллионов рублей. Специалисты заявляют, что если дела пойдут так и дальше, к концу года доход казны увеличится на 150 миллионов. А по данным "Яндекса", средний уровень дорожных пробок в Омске снизился, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, на один балл.
Правда, предприниматели, в свою очередь, полагают, что власти ущемляют их интересы.
"Вместо того чтобы отпустить рынок в свободное плавание, чиновники пытаются спасти муниципальный транспорт, который на ладан дышит. Все это идет вразрез с законом о защите конкуренции", - заявили корреспонденту "РГ" в саморегулируемой организации "Омские перевозчики". Несколько десятков предпринимателей пожаловались на отмену 27 "бойких" городских маршрутов в УФАС, однако антимонопольщики в действиях администрации Омска признаков нарушений не обнаружили.
Сами власти уверены в том, что проблемы на транспортном рынке временные, и уже к осени все утрясется. Основанием для этого станет новая система, которая обеспечит бесперебойную работу отрасли. Конкурс на ее разработку выиграл Санкт-Петербургский государственный университет. Уже заключен контракт, и специалисты обещают, что, создавая новую маршрутную схему, учтут мнение горожан, а также будут добиваться снижения себестоимости перевозок.
В ближайших планах мэрии - ввести в обращение транспортные карты и обновить изношенный автопарк. На линию уже вышло пять бывших в употреблении, но отремонтированных московских трамваев, на очереди - еще четыре. Помимо этого, будет приобретено в лизинг три десятка автобусов ПАЗ. Все это не отразится на стоимости проезда.
- В этом году мы не планируем повышать тариф. Омичи как платили, так будут платить за поездку в автобусах, троллейбусах и трамваях 22 рубля, - обещает Алексей Мартыненко.
В отношении нарушителей новых транспортных правил власти будут придерживаться жестких мер. За последние полгода контролирующие органы составили 452 протокола, общая сумма штрафов превысила 3,5 миллиона рублей. И, судя по всему, этот источник доходов городской казны иссякнет нескоро.
Между тем
С 1 июня этого года омичи смогут воспользоваться транспортной картой нового образца, которая даст возможность оплачивать проезд на любом виде городского транспорта с одной пересадкой по цене одной поездки. Правда, при этом необходимо уложиться в тридцать минут. Соответствующий проект разрабатывает муниципальное предприятие "Пассажирсервис". Такой шаг поможет снизить расходы горожан, которые после оптимизации маршрутной сети вынуждены добираться на работу и обратно на перекладных.