Ярославские киоски оказались слишком дорогими

С 1 июня Ярославль, по задумке городских властей, должен преобразиться: место разномастных и неказистых ларьков займут "островки безопасности" - современные, эстетичные и практичные стеклянно-металлические павильоны. Однако хеппи-энд, судя по всему, придется отложить: местные предприятия не в состоянии справиться с таким большим заказом, а у "малых" бизнесменов просто нет средств на ларьки по цене квартир.

С чертами минимализма

Порядок в торгово-ларечном хозяйстве Ярославля наводится не первый год. Поначалу власти в основном боролись с незаконно установленными нестационарными торговыми объектами (НТО), но потом задумались и об их дизайне. Чем жителей города даже обрадовали: убогие, часто побитые ржавчиной и вандалами сооружения отнюдь не украшают город с 1000-летней историей.

 Правда, если предыдущее руководство областного центра предлагаемые эскизы будущих торговых точек долго обсуждало с предпринимательским сообществом, вносило коррективы и шло на уступки, так и не успев довести дело до конца, новое в лице мэра Владимира Слепцова решение приняло оперативно: городской институт развития стратегических инициатив разработал 14-й по счету эскизный проект НТО, 17 января его презентовали на общественных слушаниях, посвященных внесению изменений в правила благоустройства территории Ярославля, 1 февраля эти изменения одобрил муниципалитет, то есть городская Дума, а 21 марта новый вид НТО своим постановлением утвердил мэр.

Дизайн торговых точек, по задумке их создателей, "объединил в себе черты минимализма и лаконичности, что обусловлено прежде всего практичностью и умеренной стоимостью производства". Основу новых сооружений, которые ларьками назвать язык уже не повернется, составляет металлический каркас, стен - "сэндвич-панели" с 17-сантиметровым утеплителем. Снаружи строение должно быть облицовано композитными панелями и оборудовано подсветкой. 40-50 процентов площади наружных витрин составит стекло. Обязательные атрибуты нового НТО - тревожная кнопка для вызова полиции, пожарная сигнализация и красная тротуарная плитка на прилегающей территории.

Квартира дешевле…

Цели поставлены, задачи обрисованы, адреса потенциальных производителей новых НТО на сайте мэрии размещены - "нестационарные" коммерсанты даже опомниться не успели. Что ж, согласились они, раз столице Золотого кольца нужны новые ларьки - поднапряжемся. По оценкам мэрии на момент разработки концепции новых НТО, строительство одного их квадратного метра должно было стоить 25-28 тысяч рублей. Траты немалые, но с учетом того, что областной Фонд поддержки малого и среднего предпринимательства предложил на "переформатирование" ларьков льготные микрозаймы от 50 тысяч до трех миллионов рублей и поручительство по банковским кредитам, да и банки пообещали помощь в кредитовании на 5-7 лет, условия выглядели приемлемыми. До тех пор, пока бизнесмены не приценились к новым торговым точкам на реальном производстве…

- Сначала сказали, что ларек будет стоить 28 тысяч рублей за квадрат, - мы согласились, - рассказывает предпринимательница, просившая не называть ее имя в газете. - Но, когда я первый раз пришла на предприятие, мне озвучили цифру 650 тысяч - получилось уже 40 тысяч за метр. Мы опять согласились. А через несколько дней там назвали сумму больше миллиона… Да еще ведь надо территорию красной плиткой обложить, цену на которую взвинтили выше крыши, оборудование установить. У нас под 70 тысяч получилось - при том что квартиры в городе стоят в среднем 50 тысяч за квадрат. Вот как быть? У меня два ларька - 10 и 12 метров. Но по новым правилам я должна установить павильоны не меньше 16 метров, чтобы покупатели подходили не к окошку, а заходили внутрь. Дешевле в новом доме на первом этаже в нежилом фонде купить помещение под магазин - оно обойдется в 48-50 тысяч рублей за квадрат. И будет в нашей собственности, а не в аренде на восемь лет, как земля под ларьком. Но мы и это не можем себе позволить. Это непосильные траты. У меня шок и слезы - я не знаю, что делать. Просто ощущение безысходности.

Женщина со своими фруктово-овощными ларьками вошла в разработанную мэрией схему размещения НТО, в прошлом году заплатила за аренду земли почти 400 тысяч рублей и сейчас думает о том, чтобы все это бросить.

- Мои ларьки стоят не в ходовом месте, а на окраине города, поэтому выручки большой нет - всю зиму на 6-8 тысячах в месяц с ларька просидели. Сколько долгов наделали, до лета отдавать будем, а они предлагают НТО по такой цене. С кем я ни говорю из таких, как мы, у кого один-два ларька, все решили отказаться. Потому что, если мы не поменяем киоски, их просто снесут. Хотя я не понимаю, какой смысл на нашей периферии срочно менять ларьки, да и вообще менять - это же не зона ЮНЕСКО. У меня один ларек раз пять грабили, а что с новым стеклянным будет? Полиция воров не ищет, говорят, вневедомственную охрану привлекайте, видеокамеры ставьте - то есть опять на наши плечи все ляжет.

"Сначала сказали, что ларек будет стоить 28 тысяч рублей за квадрат, в итоге получилось под 70"

"Ну какое 1 июня?"

В разработанную мэрией схему размещения НТО вошло 654 места для установки ларьков, киосков и павильонов, 137 - для торговых объектов на остановках и 207 - для так называемой передвижной торговли по продаже мороженого, кваса, молока и так далее. То есть заменить к 1 июня придется почти восемьсот НТО! При этом в предлагаемом мэрией списке производителей, способных выполнить такой заказ, значится всего три предприятия. До одного из них по указанным телефонам дозвониться не удалось, на втором ничего вразумительного не ответили, а третье способно выпускать… по 5-10 павильонов в месяц, ну максимум 15. Первые два киоска там сделали в двадцатых числах марта, и бизнесменам было обещано, что эти НТО в качестве выставочных образцов будут размещены у торгового центра на улице Полушкина Роща, чтобы каждый желающий смог оценить их "качество и удобство". Прошло почти полмесяца - никакой выставки до сих пор нет, потому что, как объяснили на предприятии, у ТЦ "не готова площадка". "Ну какое 1 июня? Такими темпами мы и к концу года не "переобуемся", - иронизируют предприниматели.

Кстати, первопроходцем стало объединение издателей и распространителей печатной продукции Ярославской области, которому придется заменить ни много ни мало - больше 60 киосков.

- Мы нашли в себе силы не ввязываться в войны и первыми сделали заказ, чтобы "пощупать" этот рынок и понять, как действовать дальше, - рассказывает председатель объединения Максим Мартьянов. - Заказали два киоска по 550 тысяч рублей каждый: по внешнему периметру они размером три на четыре метра, но полезная площадь - 9 метров. То есть полезная площадь у нас получилась по 61 тысяче рублей за квадратный метр - дороже "капиталки".

Но если, по словам Максима Мартьянова, под капитальное строительство можно получить кредит, то, несмотря на заверения властей о существовании механизмов финансовой помощи для владельцев НТО, здесь ситуация отнюдь не радужная: в Фонде поддержки предпринимательства газетчикам предложили взять их новый киоск в залог за 50 процентов его стоимости, а остальные деньги посоветовали искать в другом месте. Банки же, говорит Максим Николаевич, дают кредиты владельцам НТО на тех же условиях, что и всем остальным. Если не будет никаких послаблений, при таком жестком административном подходе (к 1 июня - и ни днем позже - все поменять!) отрасль просто будет загублена, уверен собеседник.

Комментарий

Сергей Выржиковский, председатель Ярославского регионального отделения "ОПОРЫ России":

- В регионе нет необходимого количества производителей, способных оперативно изготовить нужное количество новых павильонов и киосков. Соответственно, цена на них на практике получается запредельная - 50-60 тысяч рублей за квадратный метр. Причем это только голая конструкция, без оборудования, коммуникаций и благоустройства территории. Поэтому ситуация несколько патовая. Считаю, что сейчас задача и на областном уровне, и на городском - привлечь к этой работе как можно большее количество предприятий, чтобы выйти на заявленную стоимость в 28 тысяч за квадратный метр, которая бы устроила предпринимателей. Со своей стороны совет ярославской "ОПОРЫ России" намерен обратиться к региональным и муниципальным органам власти с просьбой перенести срок демонтажа старых НТО по объективным причинам. Чтобы у предпринимателей была возможность сохранить свой бизнес, потому что одно из требований мэрии Ярославля таково: если владелец киоска не заменит его на новый к 1 июня, он должен будет освободить место и ждать, пока не будет изготовлен новый киоск. Мы же понимаем, что это фактически прекращение бизнеса, и предприниматель на это место уже не вернется.