ФССП начала активно составлять протоколы на назойливых коллекторов

Судебные приставы по всей стране начали активно составлять протоколы на назойливых коллекторов. Главное нарушение - частые звонки и неурочные визиты. Однако теперь наглость должна влетать коллекторам в копеечку.

Напомним, с нового года ФССП России занимается надзором за работой коллекторов. В ведомство поступают сотни жалоб на бизнесменов-взыскателей.

А суды начали активно назначать штрафы коллекторам-нарушителям. Рекордный на данный момент штраф по сумме вынесен в Москве. Там компания должна заплатить 200 тысяч рублей. А рекордсменом по числу самих штрафов на коллекторов стал Санкт-Петербург: там назначено уже семь штрафов коллекторам.

В столице некая компания, пытаясь взыскать с москвички 50 тысяч рублей просроченной задолженности, действовала бесконечными звонками. Но закон установил строгий лимит на звонки. За лишние приставания по телефону компании придется заплатить в четыре раза больше, чем был долг у женщины.

А в Санкт-Петербурге в течение дня представитель одного из коллекторских агентств совершил четыре звонка должнику, что является нарушением действующего законодательства. Гражданин принес приставам выписку от сотового оператора. Это стало доказательством назойливости коллекторов. Кировский районный суд Санкт-Петербурга назначил нарушителю штраф в размере пяти тысяч рублей. В другом случае женщина-коллектор 29 раз за день звонила родственникам и знакомым должника. Ее коллеги не отставали и также превысили допустимый лимит звонков, за это сотрудникам коллекторского агентства придется заплатить штрафы от 15 до 20 тысяч рублей. При этом примечательно, что одна из коллекторов-нарушительниц получила сразу два штрафа, так сильно перестаралась на работе.

Взыскивать долги вправе только 109 коллекторских агентств

Согласно новым правилам с должником могут взаимодействовать только кредитор или "лицо, действующее от его имени или в его интересах". Но это лицо не может быть бандитом из подворотни. Это обязательно должна быть кредитная организация или лицо, которое специализируется на возврате просроченной задолженности. И все они обязаны быть вписаны в специальный реестр, контролировать который будут строго. Причем закон устанавливает жесткие требования к коллекторским организациям, так что любая фирма с большой дороги не может просто так попасть в реестр.

Право на взыскание долгов получили 109 коллекторских организаций: ровно столько фирм значится в официальном листе Федеральной службы судебных приставов.

Коллектору разрешено лишь информировать должника об имеющейся задолженности и условиях ее погашения. Для этого он может лично встречаться с должником, но не чаще одного раза в неделю. Звонить не более одного раза в сутки, двух раз в неделю и восьми раз в месяц. При этом запрещается беспокоить должника ночью, применять любое давление - физическое, психологическое, причинять вред здоровью и имуществу людей. Нельзя сообщать о долге родственникам, коллегам, публиковать эту информацию и размазывать свои каракули по стенам подъездов, скрывать данные о себе.

Очень важная норма: у должника есть право отказаться от общения с коллектором. Это можно сделать не ранее чем через четыре месяца после появления просрочки. Чтобы отказаться от общения с коллектором, должник должен отправить ему заявление, заверенное нотариально, или письмо с уведомлением о вручении. После этого коллектор не может беспокоить должника. А чтобы взыскать долг, должен отправляться в суд.

Общение

При общении с представителем коллекторского агентства в обязательном порядке необходимо узнать название агентства, а также ФИО работника, непосредственно представляющего интересы агентства, с указанием даты и времени состоявшегося разговора. Проверить, является ли агентство официально зарегистрированным в качестве коллекторского, можно на сайте ФССП России.

Отказ от диалога

Должник вправе направить кредитору заявление об отказе от взаимодействия. Или об осуществлении взаимодействия только через указанного должником представителя.

Заявление может быть направлено через нотариуса или по почте заказным письмом с уведомлением. Либо можно вручить письмо под расписку.

В качестве официального представителя должника может выступать только адвокат. Заявление должника об отказе от взаимодействия может быть направлено кредитору не ранее чем через четыре месяца с даты возникновения просрочки.

Компетентно

В Управлении Федеральной службы судебных приставов по Московской области корреспонденту "РГ - Недели" сообщили, что в управление поступило 14 жалоб на незаконные действия коллекторов. По словам представителей управления, основными нарушениями являются: оказание психологического давления на должника, использование выражений и иных действий, унижающих честь и достоинство должника. Это значит, что жаловаться можно даже на грубые слова и неподобающее поведение коллекторов.

Но и должники должны понимать, что лучше все-таки вступать в диалог, если он ведется корректно. Например, нельзя сбрасывать звонки коллекторов в урочные часы и потом жаловаться на назойливость. "В соответствии с действующим законодательством превышение лимита на общение с должником возможно только в случае состоявшегося диалога между представителем взыскателя и должником, - поясняют в подмосковном управлении ФССП России. - Сброс входящего звонка, равно как и игнорирование входящих звонков, не является состоявшимся разговором".

Так что если должник не ответил, звонок не считается.