Эти вопросы эксперты двух стран обсуждают с прошлого года, то есть фактически с момента приобретения Египтом у Франции пары плавучих аэродромов.
Напомним, что первоначально их строили для России. Однако из-за событий на Украине и последующих затем санкций в отношении РФ Париж отказался передавать фактически готовые корабли нашим военным. Франция выплатила Москве огромную неустойку и в итоге продала вертолетоносцы Египту.
Но перед этим наши специалисты демонтировали на кораблях все российское оборудование. Его-то и хотят вернуть на плавучие аэродромы генералы и адмиралы из Каира. Резон в таком желании, несомненено, существует. Вертолетоносцы изначально делали под нашу технику и наше оборудование. Устанавливать на плавучие аэродромы что-то другое, значит, по сути переделывать корабли. А никакой переделки египетские военные, разумеется, не желают.
Весь перечень интересующей их аппаратуры не разглашается. Однако ранее в Объединенной приборостроительной корпорации, где делали основную "начинку" для российских вертолетоносцев, дали понять: египетские партнеры в первую очередь говорят о системах, позволяющих кораблям взаимодействовать с береговой инфраструктурой, командными пунктами и десантными средствами.
А еще - о технике, обеспечивающей связь с размещенной на борту вертолетной группой и гарантирующей даже в условиях плохой видимости безопасную и точную посадку винтокрылых машин на палубу.
Такое оборудование - полностью цифровое, с новым программным обеспечением, где использованы технологии связи последнего, шестого, поколения, - у России имеется. И Москва готова поставить его в Египет в кратчайшие сроки. Но только после определения условий сделки и подписания соответствующего контракта.
А это дело небыстрое, поскольку речь идет об огромной номенклатуре изделий. Причем изделий чрезвычайно сложных. Именно к таким, например, относится боевая информационно -управляющая система. Без нее военный корабль "глохнет" и "слепнет", превращаясь, по сути, в самоходную баржу. То же самое происходит, если на корабле, скажем, отсутствуют средства радиолокационного опознавания.
Ну, а назвать вертолетоносец таковым без палубных геликоптеров вообще язык не поворачивается. Известно, что заказанные во Франции корабли наши военные планировали оснастить палубным вариантом знаменитой "Черной акулы".
Морскому вертолету Ка-52К даже придумали соответствующее название - "Катран". Его востребованность в ВМФ России не подорвала даже сорвавшаяся сделка с Парижем. Ударная мощь этой машины стала выше, ведь она должна нести ракеты, способные утопить вражеский корабль. К тому же на Ка-52К установили лазерно-лучевую систему наведения управляемого оружия и систему обработки видеоизображений семейства "Охотник". А радиолокационный комплекс "Арбалет" позволяет вертолету эффективно решать задачи даже при воздействии радиоэлектронных помех.
Понятно, что в Каире чрезвычайно заинтересованы, чтобы именно такие винтокрылые машины имели на борту египетские вертолетоносцы "Анвар Садат" и "Гамаль Абдель Насер". Поэтому вопрос о приобретении российских палубных Ка-52К наверняка тоже станет предметом переговоров в Египте.