Свои выводы ФАС опубликовала в проекте доклада о состоянии конкуренции. Служба представляет его ежегодно, в нем отражаются основные проблемы и перспективы развития товарных рынков, а также содержатся предложения по повышению эффективности их работы.
Как сообщил "Российской газете" представитель ФАС, до 27 апреля служба будет собирать отклики различных ведомств на проект доклада. По его словам, после этого документ будет доработан с учетом поступивших предложений и замечаний, до 1 июня внесен в правительство.
По оценке ФАС, в целом негативные явления, препятствовавшие развитию конкуренции в 2015 году, сохранились и в прошлом году. А опасность угроз вроде картелизации российской экономики за этот срок даже возросла. "Фактором негативного влияния на состояние экономики продолжают оставаться государственно-монополистические тенденции в экономике, которые приводят к усилению роли монополий в экономике, усложняют конкурентную политику, усиливают монополистические тенденции в неконтролируемом государством экономическом пространстве", - говорится в проекте доклада службы.
Кроме того, эти процессы сопровождаются еще и замедленными темпами приватизации, а также наличием у организаций с госучастием значительного количества непрофильных активов и медленными темпами их продажи, констатируют в ФАС.
Прошедший год также охарактеризовался и снижением количества юридических лиц в экономике - оно, по оценке ведомства, упало на 6 процентов, до 4,55 миллиона. При этом в 2016 году было внесено записей в ЕГРЮЛ (Единый госреестр юридических лиц) о новых 498 642 организациях и исключены сведения о 780 982 организациях, прекративших свою деятельность.
По мнению ФАС, одним из ключевых факторов, отрицательно влияющих на развитие конкуренции в российской экономике, остается значительная доля хозяйствующих субъектов, относящихся к государственной собственности. "К таким компаниям относятся в том числе унитарные предприятия, а также общества, в которых государство владеет более 25 процентами акций", - уточняется в докладе. От высокого уровня огосударствления экономики страдает в первую очередь конкуренция на локальных рынках, признают в ФАС.
В проекте доклада антимонопольщики обращают внимание и на процесс приватизации госсобственности. План приватизационной программы на 2014-2016 годы по сравнению с аналогичной программой на 2011-2013 годы изменился, пишут в ФАС. "Перечень активов, предполагаемых к приватизации, остался практически прежним, тем не менее в отличие от прошлой программы сокращение доли участия России в уставных капиталах крупных компаний предполагает сохранение корпоративного контроля, а также возможность влиять на процедуры корпоративного управления, используя блокирующий пакет акций (25 процентов плюс одна акция)", - отмечается в проекте доклада. В ФАС полагают, что таким образом можно говорить о замедлении процесса приватизации , а также проникновении госсектора в конкурентные сферы деятельности.
Еще одной угрозой для конкуренции в ФАС называют рост картельных соглашений. В 2016 году было возбуждено 692 дела об антиконкурентных соглашениях, из них 330 о картелях, говорится в проекте доклада. Это на 18 процентов больше, чем в 2015 году (282 дела). "При этом более 80 процентов дел по картелям - сговоры на торгах (298 дел), что почти на 30 процентов больше, чем в 2015 году (232 дела)", - уточняют в ФАС. В целом антиконкурентные соглашения, включая картельные сговоры, распространены во всех секторах российской экономики, в том числе в добыче водных биоресурсов, поставке медикаментов и продовольствия, констатирует ФАС.
В антимонопольной службе считают, что картели должны быть признаны одной из угроз экономической безопасности страны и включены в Стратегию экономической безопасности России. Кроме того, требует модернизации и антикартельное законодательство, подчеркивают в ФАС. "Запрет на картели должен быть адаптирован к новым реалиям, в которых картели стали организованными группами и сообществами. Необходима гармонизация антимонопольных и уголовно-правовых запретов картелей", - предлагается в проекте доклада.
Любой план по развитию конкуренции в российской экономике должен начинаться с двух вещей, считает старший научный сотрудник Института прикладных экономических исследований РАНХиГС, член Экспертного совета по развитию конкуренции при правительстве Вадим Новиков.
По его мнению, ими должны стать ограничение протекционизма (через допуск на российские рынки новых игроков, включая зарубежных), а также общее снижение роли государства в экономике. Эти меры вполне могут дать моментальный положительный эффект для развития конкуренции, полагает Вадим Новиков. Кроме того, необходимо постоянно работать над снижением коррупции, добавляет собеседник "Российской газеты".