Российский рынок платного телевидения является одним из самых крупных в мире: еще по итогам первого полугодия 2014 года он насчитывал 37,1 миллиона домохозяйств, подключенных к технологиям кабельного, спутникового и IP-телевидения.
На конец 2016 года, по данным информационно-аналитического агентства TelecomDaily, число абонентов составило 41,28 миллиона человек, с 2015 года рост количества подключенных пользователей составил 1,66 миллиона.
При этом основным итогом 2016 года, по версии отраслевых аналитиков, можно назвать факт завершения так называемого органического роста рынка. Кроме этого, фокус операторов платного телевидения сместился на работу с действующими абонентами.
При этом потребительская активность населения за прошедший год в целом адаптировалась к текущей экономической ситуации, утверждают эксперты. Активность потребителей вновь ожила, что наблюдалось на протяжении всего второго полугодия. В то же время на рынке платного телевидения сезонность по-прежнему присутствует, в частности, в спутниковом сегменте ноябрь и декабрь традиционно были месяцами активных подключений.
А что сейчас происходит на рынке: стагнация, кризис или отрасль начинает оживать?
На самом деле рынок платного ТВ в России достаточно большой, констатирует генеральный директор TelecomDaily Денис Кусков. "Если брать, например, видео по запросу - так называемые онлайн-кинотеатры, то этот сегмент рынка растет.
Хотя и стоит признать, что растет он гораздо меньшими темпами, чем раньше, так как работает только там, где есть Интернет, а это, по сути, лишь крупные города страны", - считает он. Сегодня, продолжает эксперт, многие компании-операторы стараются включить в свой пакет услуг подобные сервисы.
"В результате возникает жесткая конкуренция между операторами связи и обычными телекоммуникационными операторами на рынке. "Вряд ли эти темпы сейчас такие же, как и 2-3 года назад, но направления для роста в этом сегменте все-таки есть. Тем более что сегодня проникновение платного ТВ по домохозяйствам составляет 73 процента", - говорит эксперт.
Рост рынка платного телевидения и в 2017 году возможен за счет роста числа подписчиков и новых сервисов. "Каких-то прорывных моментов, катализаторов роста рынка я все-таки не вижу. Но рост возможен за счет интересного контента, например", - резюмирует эксперт.
По мнению пресс-секретаря "Триколор ТВ" Ульяны Рассказовой, то, что мы видим на рынке сейчас - это переход на качественно новый уровень развития. "Для оценки эффективности работы операторов теперь уже недостаточно данных о количестве новых подключений. Сейчас развитие рынка в первую очередь связано с увеличением ARPU (средняя выручка на одного пользователя. - "РГ") за счет внедрения новых сервисов и технологий, повышения лояльности абонентов, улучшения сервиса и развития каналов абонентского обслуживания", - говорит она.
Так, например, продолжает Рассказова, "Триколор ТВ" в 2016 году не только сохранил положительную динамику роста, но и запустил ряд инновационных продуктов.
"Другие игроки рынка также показали хорошую динамику. По данным iKS-Consulting, объем российского рынка платного ТВ в 2016 году вырос на 8,7 процента и составил 73,2 миллиарда рублей, а средний чек абонента вырос на 3,4 процента", - констатирует она.
Рынок развивается, считает Рассказова, и в компании уверены, что он продолжит расти. "С нами согласны и ведущие аналитические агентства. Так, эксперты "ТМТ Консалтинг" ожидают увеличения числа абонентов платного телевидения до 42 миллионов, а объем рынка, по их расчетам, превысит 76,8 миллиарда рублей.
Что же до основных трендов, то ими, по мнению пресс-секретаря "Триколор ТВ", будут "тенденция к мультиэкранному и нелинейному просмотру". Также "продолжится развитие современных форматов изображения и видеосжатия, внедрение новых стандартов телесмотрения. При этом лидером рынка будет оператор, который сможет наиболее эффективно и удобно для абонента обеспечить доставку контента во всех средах и стандартах", - резюмирует эксперт.