Встречает гостей - нет, совсем не легендарный "Апофеоз войны", хотя, конечно, на выставке он тоже представлен.
Выставку открывает картина "У дверей мечети". Чтобы увидеть, насколько точно художнику удалось передать восточный орнамент, рядом поместили настоящие ворота из Ферганской долины.
Полотно высоко оценили даже строгие коллеги уже при жизни Верещагина: "Напишите книг сколько хотите, не вызовете такого впечатления, как одна такая картина", - писал об этой работе Иван Крамской. Наверное, эти слова можно применить ко всей туркестанской серии: вот "Мулла Рахим и мулла Керим по дороге на базар ссорятся", а вот пугающий своей актуальностью диптих - "После удачи" и "После неудачи"...
Эти две небольшие картины - воплощение безумия и противоестественности любой войны. На одной - двое довольных бухарцев держат в руках голову русского солдата. На другой - уже русские солдаты беззаботно разговаривают на фоне мертвых противников.
Где здесь удача, где неудача? Применимы ли вообще эти слова к убийству? Вопросы, которые ставит художник. Найти ответы - задача зрителя.
- Главный мотив работ Верещагина, а прежде всего он известен как художник-баталист, - ненависть к войне, - напоминает замдиректора Русского музея по научной работе Евгения Петрова. - Хотя сам Верещагин участвовал в боях, а за Туркестанский поход, русский гарнизон которого выдержал осаду Самарканда, был награжден орденом Святого Георгия IV степени. Но в войне он всегда видит олицетворение ужаса. При этом он показывает нам не какой-то конкретный эпизод, а то, что остается в результате, - там, где прошла война.
Даже в полотнах, прославляющих победы русской армии, остаются печальные ноты. На картине "Шипка - Шейново" генерал Михаил Скобелев производит смотр войск после окончательного пленения в этих сражениях остатков турецкой армии. Вот только никакого ликования: на переднем плане фигуры мертвых солдат вновь напоминают о страшной цене любой победы.
Кроме батальных сцен на выставке можно увидеть и совершенно иные сюжеты. "Гора Казбек", "Закат солнца", "Гималаи" - пейзажи Верещагина пронизаны поразительным спокойствием. Величественно (как сказать по-другому?) тихи монастыри и храмы, которые он тоже любил изображать.
Вот монах созерцает раскинувшееся перед ним море ("Близ Георгиевского монастыря. Крым"). А вот в водной ряби под знойным солнцем отражается белоснежный Тадж-Махал ("Мавзолей Тадж-Махал в Агре").
Примечательна русская серия: "Старая Москва", "Изразцовая печь", "Перед исповедью на паперти сельской церкви", "Крутицкий терем". Причем интересны картины не только мастерством передачи мельчайших деталей, но и сохранившимися авторскими рамами.
Каждую раму к своим картинам Верещагин придумывал сам, да и вообще относился к этому с большим вниманием. В одном из писем художник даже просил Павла Третьякова: "Работы мои, у вас находящиеся, без рам. Не посылайте на выставки, где бы они ни были, пожалуйста".
На изготовление рам Верещагин тратил немалые суммы, не меньшие - на их транспортировку. "Они, конечно, очень красивые, очень подходящие, но... очень тяжелые", - вздыхают музейщики.
Представлены в залах и предметы русской древности: серебряные кресты, драгоценные серьги, пуговицы, перстни, цепочки. Конечно, неслучайно: Верещагин был серьезным коллекционером, его собрание, насчитывающее более тысячи экспонатов, поступило в Русский музей еще в 1900 году. Письма, шутливые стихотворения, завещание, страницы из блокнотов - все это тоже можно здесь увидеть.
- Подобной масштабной монографической выставки Василия Верещагина никогда не было, - отмечает Евгения Петрова. - Лет двадцать назад мы показывали его работы в Русском музее, но это была совсем небольшая экспозиция. В таком разнообразии зрители его увидят впервые. Многим кажется, что они знают Верещагина с детства, но это не так. Убедиться в этом нетрудно - тем, кто заглянет на выставку до 24 июля.
Отношение к художнику при жизни было далеко не однозначным: одни ругали, другие возносили. Цари им были недовольны. Но... имя Василия Верещагина по праву осталось в истории русской культуры - в первом ряду.
Кстати, Верещагин как-то, разругавшись, побил парижского владельца галереи, в которой разместилась его выставка. Но боевым он был не только в галереях. Погиб он на русско-японской войне, на броненосце "Петропавловск", рядом с адмиралом Макаровым, у Порт-Артура.