Уже три десятилетия мы живем в условиях провозглашенной свободы. Но как только общество сталкивается с новым явлением, несущим как новые возможности, так и потенциальные угрозы, следует знакомая реакция: хватать и не пущать! Но можно ли остановить уже четвертую на нашем веку технологическую революцию? В ее основе - максимальное раскрытие творческого потенциала человека. Как известно, в сладких плодах миндаля есть опасная косточка, так что, откажемся от лакомства? Недавно экспертное издание опубликовало список 12 миллиардеров, на наших глазах претворяющих в жизнь самые дерзкие идеи, еще вчера считавшиеся научной фантастикой. Среди них лишь один россиянин.
Рынок информационных технологий динамичен. Любые ограничения резко влияют на конкурентоспособность российских компаний. Зачем усугублять нашу технологическую отсталость? Кроме того, введение новых запретов предполагает создание новых контролирующих органов, где будут работать люди, не производящие никаких материальных или культурных ценностей, но при этом получающие очень неплохую зарплату.
Для чего вводятся запреты? Из убеждений, что человека удерживает от преступления страх перед наказанием. Но это заблуждение. На самом деле важнее хорошее воспитание, не допускающее самой мысли о преступлении. Если же человек запрограммирован на жестокость, его не остановит страх ни перед каким наказанием. Пример тому - "живые бомбы".
Не боятся наказаний и закоренелые преступники, для которых тюрьма - дом родной. Это не означает, что нужно отменять строгие наказания. Человек должен нести ответственность за свои поступки - без этого невозможно справедливое и безопасное общество. Но уповать в борьбе за здоровье общества на одни лишь запреты, особенно по отношению к молодежи - бесперспективный путь. Вспомним, с чего начался "самиздат" в России. С книги Радищева "Путешествие из Петербурга в Москву". Раздраженная Екатерина II вспылила и приказала отдать автора под суд. Судьи исправно приговорили его к смертной казни, "милостиво" замененной ссылкой в Сибирь. А не обратила бы императрица внимания на "зловредную" книгу, как советовал ей Григорий Потемкин, кто бы знал, да еще и переписывал от руки Радищева?
Нечто подобное происходило и во времена СССР. Именно запреты придавали "антисоветским" литературным произведениям дополнительное очарование в глазах читающей публики. В наше время компьютерно грамотные люди легко обойдут любые запреты в Сети, коль они проникают даже в закрытые базы данных. Введение новых запретов лишь раззадоривает юные умы.
Слов нет, бездумное пребывание в социальных сетях способно нанести ребенку вред и даже подтолкнуть его, например, к совершению самоубийства. Но такой же вред способны нанести книги, фильмы и даже музыка и песни. Один из моих доверителей в сравнительно зрелом возрасте впервые познакомился с творчеством Александра Вертинского. По его рассказу, он два дня кряду слушал меланхолические напевы, и они настолько впечатлили его, что он взял охотничье ружье с твердым намерением застрелиться. На счастье, придя в лес, обнаружил, что забыл дома патроны, а когда вернулся за ними, порыв уже остыл. Но вряд ли придет в голову на этом основании запретить творчество Вертинского. Знаменитый адвокат Плевако в свое время защищал некую Прасковью Качку, которая застрелила своего любовника под влиянием песни на стихи Некрасова "Еду ли ночью по улице темной" в ее же собственном исполнении. На удивление, присяжные оправдали Прасковью Качку, но при этом не обвиняли в преступлении поэта Некрасова.
Вывод простой: мы не можем оградить наших детей от всех потенциальных негативных воздействий, которых ныне с каждым днем становится все больше. Важнее сформировать у них некий нравственный стержень, который позволит им отличать добро от зла. А в отношении запретов и ужесточений полезно вспомнить известный лозунг участников студенческих бунтов в Париже 1968 года: "Запрещать запрещается".