По оценке президента РСА Игоря Юргенса, в прошлом году отрасль потеряла от действий недобросовестных автоюристов около 40 миллиардов рублей.
- Схема их работы в основном следующая: посредник перекупает у пострадавшего в ДТП права требования к страховой компании, часто за гораздо меньшую сумму, чем получает впоследствии, отказывается от досудебного урегулирования спора, ведь его цель - судебное разбирательство, так как именно оно позволяет автоюристу заработать, - отметил Игорь Юргенс. - В результате страховая компания оплачивает не только завышенную сумму ущерба по поддельной экспертизе, но и накладные расходы: различные пени и штрафы, услуги экспертов.
Помимо этого есть и откровенный криминал. Как уже писала "Экономика Поволжья" в номере от 4 апреля (статья "Далеко не уехали"), в Саратовской области задержана группа мошенников, похитившая у страховых компаний более 110 миллионов рублей. На автомобили ставились запчасти с уже имеющимися неисправностями либо наносились повреждения, якобы причиненные в ДТП. За год мошенники инсценировали пять-семь аварий с одной машиной и по каждой получали большие выплаты.
Как результат - расходы страховщиков растут, а если на какой-то территории ОСАГО становится убыточным, компании стараются под любыми предлогами прекратить или снизить там продажу полисов. Это приводит к дефициту, навязыванию дополнительных услуг и распространению фальшивых полисов.
Ситуация от региона к региону отличается. К примеру, если в среднем по стране уровень выплат по ДТП, по данным РСА, составляет 70 процентов от суммы премий по договорам ОСАГО, то в Нижегородской области - 96,7 процента, а в Ульяновской и вовсе 113,8. "Фактически там страховщики дотируют этот сектор экономики", - считает Игорь Юргенс.
По данным окружного управления Генпрокуратуры РФ, количество обращений в правоохранительные органы по поводу преступлений в сфере автострахования выросло за прошлый год почти на 40 процентов - до двух тысяч. На четверть стало больше возбужденных по ним уголовных дел. Наибольшее их число приходится на Татарстан, Башкортостан, Мордовию, Саратовскую и Пензенскую области.
- Проблему "криминальных" автоюристов считаю надуманной и преувеличенной. Договоры цессии и ранее позволяли покупать долги страховых компаний любому гражданину и в дальнейшем через суд взыскивать штраф и неустойку, - заявил "РГ" автоюрист, председатель общественной организации "Автомобилисты Пермского края" Александр Сидоров. - Данная тема была запущена в СМИ для формирования негативного общественного мнения о юристах неслучайно. Страховщики таким способом пытаются прикрыть неэффективность своей работы, обосновать необходимость перехода на "натуральное" возмещение. Для кого-то это возможность получить "откаты" за направляемых в автосервисы клиентов и оправдать повышение стоимости полисов ОСАГО.