Самый популярный предмет на ЕГЭ по выбору, как обычно, обществознание. По мнению экспертов ФИПИ, его часто выбирают и очень сильные ученики, которые собираются идти в гуманитарные вузы, и слабые, кому не под силу сдать другие предметы. Обществознание они рассматривают в качестве запасного варианта.
Будущим социологам, экономистам, государственным и муниципальным чиновникам надо назубок знать не только особенности рынка труда, признаки безработицы и источники наполнения госбюджета (эти вопросы считаются на ЕГЭ базовым уровнем и с ними большинство справляется хорошо), но разбираться в государственном устройстве. Увы, только 50 процентов выпускников знают, что исполнительная власть в России принадлежит правительству. Не всем ясно, какую роль играет Госдума. 30 процентов школьников уверены, что ее главная задача - распоряжаться государственной собственностью, а не разрабатывать и принимать законы. С задачами министерств и ведомств наши школьники тоже знакомы плохо. Многие не знают, что Роспотребнадзор - ведомство, которое защищает права потребителей. Будущие управленцы и экономисты часто путают его с прокуратурой. Мало кто имеет понятие о том, что такое альтернативная гражданская служба и кто может ее проходить. При этом есть и хорошая новость: с каждым годом все успешнее выпускники отвечают на вопросы о Конституции и правах. Тем, кто хочет получить 100 баллов на ЕГЭ по обществознанию, надо хорошо разбираться в том, какие полномочия отданы регионам, а какие - федеральному центру.
На каких вопросах ЕГЭ по истории плавают школьники? 15 процентов выпускников полагают, что разгром войск Врангеля в Крыму был в 1770 году, а не в 1920-м.
Вообще историю русско-турецких войн ученики знают из рук вон плохо. По мнению некоторых учеников, в Чесменской битве в 1770 году участвовали маршал Василевский и революционер Михаил Фрунзе. Имя маршала Василевского действительно связано с большими сражениями. Только не в Чесменской бухте, а на Белорусском фронте и Дальнем Востоке. И было это время через два столетия. А Фрунзе был одним из военачальников Красной Армии, участвовавшим в разгроме войск Врангеля.
Одни из самых трудных - задания на проверку фактов Великой Отечественной войны. Около 20 процентов выпускников считают, что Герой Советского Союза, боец-диверсант, казненная фашистами в 1941 году, - Лидия Русланова, а не Зоя Космодемьянская. Примерно столько же полагают, что Минск был освобожден в 1945 году, между тем это случилось годом раньше. Даже самые подготовленные ученики не всегда понимают различие между Великой Отечественной войной и Второй мировой.
Есть школьники, которые уверены, что Коминтерн в России действовал с 1964 по 1995 год, хотя Коминтерн закончил свое существование на десятки лет раньше. И уж совсем конфуз - будущие экономисты не понимают суть либеральных реформ 1990-х годов. Для многих главное - не приватизация предприятий, а введение госприемки.
Важную тему истории России - распад Древнерусского государства выпускники соотносят не с Любечским съездом князей, а с принятием Правды Ярослава. Были те, кто "отправил" Елену Глинскую в ХIХ век и "записал" ее в участники Бородинской битвы. Тому, кто хочет получить 100 баллов, надо знать, что Глинская была второй женой московского великого князя Василия Ивановича, матерью Ивана Грозного. Впрочем, этот материал школьники проходят в шестом классе и, видимо, к 11-му успевают благополучно забыть.
Темы, которые надо обязательно повторить перед экзаменом по истории и обществознанию: