В нашем минкультуры еще в ту пору, когда театрами там заведовал замминистра Константин Щербаков. Изменчивые политические настроения, санкции и экономические кризисы оказались фестивалю нипочем - по сей день в Театре Турски принимают коллективы из Москвы, Петербурга и российской провинции. А подключившийся к театральной истории Госфильмофонд России готовит и представляет тематическую кинопрограмму. Как премьерную, так и ретроспективную - для знакомства с ментальностью и эффекта полного погружения в культуру страны.
...Театр Турски очень необычный. Кино там плотно переплетается с театральными сюжетами. Как только приближаешься к зданию, ощущение возникает, что ты попал внутрь фильма Феллини. Чудеса начинаются с порога. Потому что посетителей встречают не билетеры, а пять добрейших собак, три театральные кошки, одна лошадь, "прописанная" в театре, а также два живописных жирафа, один деревянный олень (арт-объект) и веселая корова. Тоже одинокая, и тоже скульптурная... Люди в Театре Турски, разумеется, тоже есть - более 400 артистов и создателей спектаклей проходят через его сцену каждый сезон. Ришар Мартен, кажется, всех знает лично и помнит поименно. Так же, как и все в городе знают его - человека колоритного, о ком во Франции и за ее пределами ходят легенды. Ну, например, как он в свое время добился строительства государственного театра.
Здесь надо сделать оговорку, что Марсель - город портовый, и мужчины в нем живут и работают решительные. Даже в театрах. "Франция - страна очень бюрократизированная, - делился впечатлениями представитель Госфильмофонда в Грузии Теймураз Шенгелия, готовящий сейчас визит Театра Турски и его руководителя в Москву и в Тбилиси. - Препятствий - официальных и неофициальных - Ришару Мартену там чинили множество. Когда он понял, что не может одолеть бюрократические препоны, Ришар договорился с рабочими из порта, пригнал подъемный кран, подвесился на нем перед Марсельским муниципалитетом, и в таком состоянии, с неба, несколько часов кричал лозунги против бюрократии... Собралась толпа. Все французские газеты тогда опубликовали фотографии с комментариями. И в конце концов власти сдались... Нет, не в тот же день - чуть позже. Но это была решающая битва, которая продолжалась несколько лет. И только предпринятый перформанс определил благополучный исход строительства театра, который теперь очень хорошо знают многие русские режиссеры и актеры". И на сцене которого на французском языке поставили много русской классики.
Первой режиссерской работой Ришара Мартена в Марселе стали "Записки сумасшедшего" Гоголя. Первым привезенным гастрольным спектаклем - "Месяц в деревне" Театра на Покровке в постановке Сергея Арцибашева. С тех пор Гоголь, Чехов, Тургенев, Булгаков стали постоянными "авторами" Театра Турски - афиши с хорошо знакомыми русскими названиями украшают все стены театра. Шли и на эксперименты: когда один из фестивалей решили посвятить Булгакову, Театр Турски и Театр на Покровке показали совместную постановку "Кабалы святош", в которой каждый из артистов играл на своем родном языке. А когда в Марселе устраивали Петербургские театральные сезоны, приглашали БДТ им. Товстоногова, "Мастерскую" Григория Козлова и украшали программу фильмами из собрания Госфильмофонда, действие которых происходит в красивейшем городе на Неве. "Мы готовили тогда петербургское путешествие по разным эпохам российской истории. Показывали Петербург Достоевского, среди героев которого мог впоследствии оказаться и такой персонаж, как Распутин. Рассказывали о героическом сопротивлении нашего народа в дни фашистской блокады Ленинграда. Постижение непростого петербургского характера продолжал фильм "Монолог", а на улицы сегодняшнего Санкт-Петербурга выходила кинокамера в фильме "Питер FM", где властвовали новое время, новые характеры и неизменно прекрасный Петербург", - вспоминал гендиректор Госфильмофонда Николай Бородачев. В этом году петербургскую кинопрограмму в театральном ключе продолжил петербургский Театр Семьянюки, московскую представил старожил фестиваля Театр на Покровке, международную - ансамбль танца им. Игоря Моисеева. А в кинопрограмму Госфильмофонда в Марселе вошли фильмы Михалкова, Сокурова, Говорухина, Митты; советская мультипликация, избранная киноклассика. Показывали от "Девяти дней одного года" Михаила Ромма до "Солнечного удара" Никиты Михалкова и "Конца прекрасной эпохи" Станислава Говорухина.