Передо мной пожелтевшие страницы забытого сценария. За четкими буквами - яркие картины истории страны: немецкий аэродром, атака советских танков, град артиллерийских снарядов и пылающие самолеты фашистов...
- Этот сценарий мы написали с Мотей Левинтоном в 1981 году, когда ростовский обком партии направил меня в Тацинскую организовать празднование столетия станицы, - вспоминает сегодня Синельникова.
Первым делом режиссер-постановщик и сценарист отправилась в местный Музей боевой славы, где среди военных экспонатов отыскала перевод статьи из немецкой газеты, в которой вражеский летчик - очевидец событий рассказывал о знаменитом рейде танкового корпуса генерала Баданова. Зимой 1942 года в Тацинской базировался немецкий аэродром, снабжавший окруженную в Сталинграде 6-ю армию Паулюса. Генералу Баданову было приказано уничтожить фашистское логово. И 24 декабря, в канун католического Рождества, советские танки ворвались в оккупированную немцами Тацинскую. В результате внезапной атаки фашистский аэродром был стерт с лица земли. Оккупанты потеряли тогда более трети самолетов авиагруппы и все наземное оборудование.
"Я видел ад на земле", - рассказывал немецкой газете очевидец тех событий, которому чудом удалось выжить. Дорогу танкистам к вражескому аэродрому показали двое тацинских мальчишек-пионеров Гриша Волков и Федя Игнатенко. Позже ребятишек кто-то выдал, и немцы их расстреляли, - продолжает свой рассказ Юлия Синельникова.
Из музейных документов режиссер узнала, что каждый четвертый житель Тацинской ушел на фронт и более трети из них не вернулись. Тогда-то у нее и возникла идея обратиться к жанру военной реконструкции. Обычные грузовички "переодели" в танки, нацепив на них гусеницы, а поверх натянутого брезента соорудили пушки. Исполнителями режиссерского замысла стали местные ветераны. "Григорьевна, еще два танка готовы", - отчитывались перед Синельниковой бывшие танкисты. По замыслу автора, начало войны символизировал прерванный вальс. Юные пары кружили по залу под аккорды вальса, когда внезапно танец прерывался, и звучала "Священная война". Из старых вагонов соорудили подобие железной станции, где местные жители встречали своих победителей. Но самой пронзительной была сцена, когда матери несли портреты погибших сыновей.
- Я отчетливо помню, как стоял на трибуне, и передо мною шли женщины, одетые во все черное, скорбно держа перед собой портреты, - вспоминает почетный гражданин станицы, член исполкома поселкового совета Виктор Калашников.
В историко-краеведческом музее Тацинской бережно хранят альбомы с фотографиями того необычного действа.
- Спустя четыре года, в 1985 году, на праздновании 40-летия Победы, жители Тацинской частично использовали полюбившийся сценарий. И некоторые сцены повторили, снова сыграли встречу фронтовиков, пустили по улицам танки. И матери в черных одеяниях вновь прошли с портретами своих сыновей, - рассказывает директор тацинского музея Светлана Карташова.
Позже об идее "Бессмертного полка" ростовского режиссера страна позабыла на долгие годы. Но, как известно, идеи и рукописи не горят.