Гауди в пяти залах выставки не выставочно-открыточный, пестрый, глянцевый, но документально-исследовательский, черно-белый, с редкими вкраплениями цвета. Вот, например, зал, посвященный работам архитектора для каталонского мецената и его друга Эусеби Гуэля: в центре белая модель сторожки с минаретом из парка, макет дворца Гуэля, но без задней стенки, чтоб можно было сзади разглядеть устройство дома, а по стенам зала чертежи, старые фотографии и снова чертежи тех же ворот, лестницы в парке, дворца. Все доступно, изучаемо и потому вдвойне интересно.
А прорисовки XIX века на пожелтевших листах, тончайшие, ювелирной точности, так просто не устаешь разглядывать.
- Гауди чертить не любил и никогда сам не чертил, - прерывает медитацию куратор выставки Чаро Санхуан. - Чертежи делали его помощники для мэрии Барселоны. И это была лишь формальность, дом никогда чертежу не соответствовал, Гауди руководило лишь вдохновение.
Да, фасад дома Мила с кружевными балконами в гипсовом макете куда изысканней, чем в чертеже. Планы изгибающихся, как пчелиные соты, этажей в корне отличаются от нарисованных и друг от друга. С каждой стороны дверей из Каса Мила вырезан свой орнамент, живой, движущийся, рельефный. Тут же образцы дверных ручек: одна в форме лепестка, другая как вьющаяся лента, все разные, но одинаково удобные, чтоб взяться за них.
- Когда Гауди был чем-то увлечен, он углублялся в каждую деталь элемента, - говорит Чаро Санхуан. - Создавая отдельные детали домов, он задумывался и о внешнем, и о художественном, и о том, чтоб удобнее было жителям.
Удобней сидеть, легче дышать и передвигаться. Вот в этих дубовых стульях и диване из Дома Бальо (чуть ли не единственных на выставке, которых касалась рука маэстро, под его наблюдением их вытачивали барселонские мебельщики) тело не затекает, маэстро создал "обтекающие" тело сиденья и спинки. В спроектированные Гауди вентиляционные шахты тут можно заглянуть, на выставке стоят уменьшенные модели труб, "надетые" на них архитектором купола не мешали обеспечивать в доме вентиляцию безо всяких кондиционеров. Инженерный склад ума великого фантазера позволил ему предусмотреть в доме Мильо не только волнистые потолки, но и лифтовые шахты и чуть ли не впервые в архитектуре гараж, на которые, специально выделенные в макетах зданий, обращала внимание куратор.
Выставка объясняет на пальцах: неуправляемое казалось бы вдохновение архитектора ("Я не смог бы объяснить свои художественные замыслы. Я не конкретизирую их", - говорил Гауди) было строго просчитано. В последнем разделе выставки вслед за залом, посвященным Саграда Фамилия, собраны примеры его конструктивных расчетов, например, трехмерные модели куполов великого собора, заостренные книзу, тут это нити разной длины с привязанными к ним грузиками, и зеркало под ними. Гауди воссоздавал нагрузки, которые испытывают кружевные конструкция башен, просчитывая их не вертикально вверх, а вертикально вниз. В зеркале конструкция превращается в трехмерную модель сводов.
Нити потом превратились в каркасы, наклонные плоскости в перекрытия, а отвесы в пилоны и витражи Собора Святого Семейства, сложнейшего конструктивного сооружения, которое даже в наше время с современными технологиями удивляет прочностью и легкостью.