В самом ресторане "РГ" сообщили, что пока не знают, когда смогут открыться, никаких документов от Следственного комитета предприниматели на момент публикации не получили.
Тем не менее, рестораторы выпустили пародийный ролик, в котором девушка, похожая на ведущую программы "Ревизорро", ходит по заведению и придирается к тому, что в мойке лежит грязная посуда, а повара готовятся нарезать салаты из огурцов разного размера.
По данным "РГ", ведущие настоящей программы "Ревизорро" в ресторан не приходили, а значит, ролик можно считать скорее метафорой.
В Следственном комитете на транспорте по СЗФО причины визита правоохранительных органов в ресторан не раскрывают, говорят, что была получена оперативная информация и ее проверка закончилась возбуждением уголовного дела. Статья - "Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей".
Примечательно, что к этому заведению давно имеют претензии в Смольном. С 2013 года по сей день комитет имущественных отношений (КИО) и рестораторы с завидной регулярностью подают друг на друга в суд. Чиновники из КИО пытаются доказать, что заведение стоит на набережной незаконно и должно платить арендную плату за пользование городским имуществом. Предприниматели в свою очередь просят перестать им препятствовать пользоваться собственным имуществом, коим является дебаркадер. Иски курсируют от одной инстанции к другой, точка в споре не поставлена до сих пор.
Ситуация показательная. В Петербурге порядка дюжины плавучих ресторанов, и практически каждое заведение уже имеет большой судебный опыт. Правда, тяжбы не мешают им принимать посетителей и неплохо на них зарабатывать.
Так, еще с осени прошлого года по решению арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области должен был закрыться стриптиз-бар на Петроградской набережной. Если поборников морали и нравственности смущает соседство заведения с крейсером "Аврора", то в Смольном апеллируют к документам и намекают, что срок договора водопользования с владельцами бара истек еще в декабре 2015 года. Несмотря на просьбы владельцев, комитет по природопользованию договор не продлил, поскольку выяснилось, что у судна есть определенные технические проблемы, в частности, не решен вопрос с отводом сточных вод. Сам корабль стоит в охранной зоне, через Большую Невку протянуты инженерные сети, кроме того, это центр города, и суда не должны заслонять классические петербургские панорамы. Предприниматели считают эти аргументы надуманными, осенью прошлого года они даже обращались в суд, но проиграли.
Тем не менее корабль не только стоит на набережной - на нем проводятся шоу-программы.
Если посмотреть историю взаимоотношений Смольного и ресторанов на воде, то всякий раз это даже не спор, а настоящая битва титанов.
Президент федерации рестораторов и отельеров Северо-Запада Леонид Гарбар полагает, что количество потенциальных нарушений в заведениях на воде ничуть не меньше, чем на суше, но отмечает, что к плавучим точкам требований гораздо больше, например, необходимо получать разрешение на эксплуатацию в Морском регистре. Также к кафе и ресторанам на воде предъявляются повышенные экологические требования.
Яков Малкин, шоумен, руководитель петербургского представительства ассоциации ночных клубов, говорит, что если на суше рестораторы еще готовы к смене локаций, то на воде ставки в несколько раз выше.
- Ресторан на воде - это очень маржинальный бизнес. Все легальные плавучие заведения позиционируют себя как элитные, там авторская кухня, высокие цены, которые обусловлены не только квалификацией персонала и интерьерами, но и видом из окна и легким покачиванием, которое создает иллюзию морского путешествия. И клиенты готовы за это платить.
По словам Малкина, значительная доля доходов плавучих ресторанов поступает от закрытых мероприятий, в основном свадеб и корпоративных вечеринок.
Любят погулять на корабликах не только взрослые, но и дети. По данным "РГ", в минувшие выходные во фрегате на Петровской набережной был банкет по случаю чествования выпускников четвертого класса одной из элитных городских гимназий.
- Надо признать, что плавучие рестораны стали уже некой городской достопримечательностью, возле них фотографируются туристы. А банкет на воде - это один из самых популярных видов летнего досуга, - говорит руководитель петербургской ассоциации владельцев пассажирских судов Евгений Зубарев. - Я не думаю, что рестораны-корабли портят облик исторического центра.
Эксперты сходятся во мнении, что проблемы у речных рестораторов возникают в первую очередь из-за сложностей с нормативной базой. Законодательство Петербурга более ли менее регулирует вопрос аренды причалов для посадки-высадки пассажиров, но ситуации, когда судно стоит на причале все время, решаются индивидуально. Точно так же в отдельном порядке регулируются вопросы подключения коммуникаций, удаления сточных вод и прочие нюансы, которые элементарным образом разрешаются для стационарных объектов. А это тормозит развитие отрасли в целом. Но запрос на отдых на воде только растет. Поэтому те предприниматели, которым удается сохранить свои корабли на причалах, ведут бизнес в условиях спроса, который иначе как бешеным не назовешь.