Реформа кассовой техники, которая была начата в июле прошлого года принятием поправок к закону о применении контрольно-кассовой техники, призвана сделать рынок прозрачнее. А внедрение передовых информационных технологий в розничной торговле должно поэтапно вывести ее из тени. И принести пользу не только покупателям, но и тем, кто получает зарплаты, пенсии, пособия и льготы из бюджета государства, а также всем тем, кто платит налоги и испытывает постоянное ценовое давление со стороны недобросовестных внешних и внутренних конкурентов, уклоняющихся от уплаты налогов.
Предшественник нынешнего закона о кассах, принятый в 2003 году, дожидался своего исполнения федеральными ведомствами по части издания общих требований к кассам почти четыре года. А полный пакет требований к кассовой технике, которые во исполнение закона и решений правительства ведомства должны были подготовить, погряз в бесконечных согласованиях и так и не был издан за 13 лет, прошедшие с момента принятия закона. Этот разлад в межведомственном оркестре привел к тому, что рынок защищенных блоков фискальной памяти для касс, называемых "электронная контрольная лента защищенная" (ЭКЛЗ), за несколько лет перешел из состояния добросовестной конкурентной борьбы в борьбу без правил. Под видом ЭКЛЗ стало возможным производить, продавать и ставить в кассы все, что угодно, лишь бы на коробке было написано ЭКЛЗ. Пресечь жульничество, конечно, было можно, но на месте, в момент его совершения и при наличии исключительного мастерства и честности со стороны контролирующих. Достаточно было налоговику допустить малейшую ошибку в процессе поимки нарушителя закона, суд принимал решение: это якобы не нарушитель, а пострадавший.
Налоговики со временем отточили свое мастерство и в девяти случаях из десяти научились доказывать виновность нарушителя. Но возможности проверяющих оказались намного скромнее, чем требовалось - из почти миллиона подозрительных касс они в состоянии были за год проверить только несколько процентов техники. С учетом того, что через каждую кассу в год в среднем выдается чеков на 10 млн рублей.
Трудно не согласиться с мнениями экспертов, которые считают, что объем отечественной теневой торговли находится в пределах от 20 до 60%, а недоплаты налогов в бюджет исчисляются если не триллионами, то уж сотнями миллиардов рублей совершенно точно.
По новому закону о кассах с 1 июля все, кто применяет кассовую технику, должны модернизировать ее или установить новые кассы, которые будут напрямую передавать данные каждого чека в Федеральную налоговую службу.
Кроме этого, в закон внесены еще два ключевых изменения, учитывающие горький опыт предыдущих лет. Все требования к кассовому чеку, самой кассе и ее защищенному блоку фискальной памяти самым подробным образом прописаны в законе, а сам блок стал называться фискальный накопитель. По техническим параметрам и возможностям он более совершенный по сравнению с ЭКЛЗ. Фискальный накопитель теперь будет не только защищать и хранить данные чека, но и передавать их в налоговую службу через оператора фискальных данных. Даже при временных проблемах со связью или ее полном отсутствии данные будут записываться в защищенную память накопителя кассы и потом при восстановлении связи или после исчерпания ресурса фискального накопителя передаваться в налоговую службу.
Современные независимые дата-центры, построенные ФНС, обеспечат надежное хранение этой информации на долгие годы, что исключает возможность манипуляции с данными. Тем более что информация сразу будет поступать в хранилища, минуя региональные налоговые инспекции, не просто сокращая время прохождения данных, но и возможность манипуляции с ними на местах.
Чтобы надежно защитить учет оборота наличных средств, исключив влияние человеческого фактора, в кассах с фискальным накопителем используются самые передовые технологии защиты информации с применением криптографии.
Здесь стоит сказать, что отечественная криптография заняла одно из лидирующих мест в мире еще в первой трети прошлого века. Недавно один из российских телеканалов показал фильм, посвященный усилиям английской разведки по расшифровке сообщений известной немецкой шифровальной машины "Энигма". Однако большинству российских зрителей и читателей почти не известны достижения советских и российских шифровальщиков.
Еще до войны военный инженер И.П. Волосок сконструировал механическую шифровальную машину М-101, за которую его с соавторами в 1943 году наградили Сталинской премией. Пленные немцы-шифровальщики признавались, что наши криптограммы, зашифрованные машинными шифрами, не читались и по этой причине с 1942 года они больше не перехватывались.
Важнейший вклад в российскую криптографию внес выдающийся математик и инженер, академик В.А. Котельников, сумевший совместить как собственные фундаментальные научные открытия, так и разработки телефонной аппаратуры радиосвязи с системой засекречивания информации. Уже после войны под его руководством были созданы шифраторы для кодирования речевых сигналов, без которых не могли бы появиться современные мобильные телефоны. Современные средства криптозащиты стали результатом работы сотен ученых на стыке различных отраслей математики, общей и квантовой физики, радиоэлектроники и радиотехники, таких как теория чисел, комбинаторика, методы анализа естественно-языковых текстов, а также разработки алгоритмов и программ для решения задач на суперкомпьютерах и в микропроцессорах. Сегодня отечественные решения в области криптографии считаются одними из лучших в мире. А позиции нашей страны в сфере разработки алгоритмов криптографической защиты ничем не уступают таким известным лидерам в этой области, как США и Германия.
В современном мире без криптозащиты уже не мыслимы банковские технологии и мобильная связь, но теперь она должна стать столь же неотъемлемой частью и в кассовой технике. Детально прописанные в законе требования к фискальному накопителю, а также требования обязательной проверки его надежности в ФСБ России, должны будут обеспечить гарантированную достоверность данных кассового чека при его печати, а также безопасность при их хранении и передаче в налоговую службу по открытым каналам связи сети Интернет через операторов фискальных данных.
Не случайно, согласно новому закону, именно ФСБ России поручено проверять, насколько эффективно в фискальных накопителях реализована криптографическая защита фискальных данных от хакеров, накопивших к настоящему времени богатейший опыт применения самых современных и высоких технологий для удовлетворения желаний недобросовестных пользователей касс в розничной торговле с ее триллионными оборотами наличных денег. Начиная от жульничества продавца маленького частного магазинчика и заканчивая высшими менеджерами и владельцами крупных торговых сетей, как это, например, произошло в Канаде, где полиция выявила сложнейшую систему скручивания касс в сети ресторанов, принадлежащих одной из известных кинозвезд. Правда сама кинозвезда в этом случае заявила, что ничего не знала об этой системе и во всем виноваты высшие менеджеры.
Запуск новых правил применения касс, по оценке налоговиков, позволит пополнять бюджеты различных уровней ежегодно на сотни миллиардов рублей. И хотя точных цифр они не называют, но, например, в Южной Корее внедрение похожей системы контроля за торговлей позволило увеличить поступление налогов в 2,5 раза.
Критики и противники проводимой реформы высказывают опасения, что отечественная промышленность не сможет обеспечить потребителей всем необходимым для перехода на новые правила применения кассовой техники и предлагают отложить реформу на год или два, а то и вообще на шесть лет. В этом нет смысла - отечественные предприятия накопили достаточный опыт и производственный потенциал. Они уже не раз модернизировали весь парк применяемой кассовой техники, как это было, например, при деноминации 1998 года, когда все кассы нужно было перевести на новую шкалу цен. И в настоящий момент специалисты готовы полностью выполнить все стоящие перед ними задачи. При этом они уверены, что применение новой кассовой техники для ее пользователя станет менее затратно, чем применение старой.
В итоге - положительный эффект от проведения кассовой реформы станет заметен не только покупателям и государству, выиграют и сами пользователи кассовой техники. А попытки ее переноса только усугубят накопившиеся проблемы и затормозят процесс перехода экономики страны к стадии уверенного роста.