"Бери удобную обувь!", - говорили одни. "Не забудь туфли на высоких каблуках", - твердили другие. "Украшения - самые лучшие!", "Не клади в сумку дорогие побрякушки - их украдут!". "Не бери платье - все равно никуда не попадешь, кроме пресс-показов, да и на них тоже - не на все", - советовали опытные кинокритики. "Обязательно возьми платье!" - главное, что сказал известный фотограф. В общем, я решила взять все: зонтик и очки от солнца, шляпку и каблуки, удобные шлепанцы, джинсы и… потрясающее платье. Единственное, что меня чисто по-женски беспокоило, то, что оно, созданное российским дизайнером Ириной Аликовой, одной из любимых учениц Славы Зайцева, было модного в этом сезоне красного цвета - вдруг сольется с дорожкой?
В интернете я также нашла немало советов, написанных заботливыми коллегами и просто людьми, прошедшими этот фестиваль. Особенно заинтересовал сайт, где любому желающему за весьма внушительные деньги предлагали попасть на красную дорожку и лучшие вечеринки юбилейного 70-го Каннского кинофестиваля. А если рискнуть это сделать просто по журналистской аккредитации?
Если попробовать охарактеризовать то, что происходит в Каннах в дни фестиваля одним словом, это будет "ажиотаж".
На красную дорожку на церемонии открытия и закрытия, а также перед самыми громкими вечерними премьерами простому смертному действительно практически не попасть. Это небольшой клочок земли (я с утра, когда никого не было, померила - до лестницы 38 моих шагов), где сосредоточены главные амбиции и деньги мира кино. Красивые женщины и влиятельные мужчины. Мгновение жизни - напоказ. Вот, например, идет звезда - индийская актриса красавица Ашвария Рай. На ней потрясающее платье с длинным шлейфом. За актрисой бежит человек (в смокинге и с бабочкой) и расправляет шлейф. Работа у него такая. Пока она прошла по дорожке, он сделал это несметное количество раз. Интересно, ему хорошо платят? Понятно, что фильм звезда смотреть не будет - с такой юбкой и шлейфом она ни в одно кресло не поместится. Рай попозирует фотографам, продемонстрирует себя, работу дизайнеров и ювелиров, парикмахеров и стилистов, потом выйдет из дворца и отправится переодеваться. Но к выходу на дорожку селебритиз готовятся почти с утра. Салон красоты, прическа, макияж, наряд… И все для того, чтобы пройти всего-то несколько метров и сделать несколько шагов по лестнице. Но каких!
Перед входом во Дворец фестивалей стоит толпа. В руках у людей таблички или айпады с надписью Invitation ("Пригласительный") и иногда с названием фильма. Это можно рассматривать и как крик о помощи - им очень хочется примкнуть к красивой жизни.
В принципе журналистам - конечно же, не тем, которые приехали в первый раз, билеты на дорожку можно взять в специальной службе. Я бросилась туда, как только приехала, и заказала на следующий день билет на картину Андрея Звягинцева "Нелюбовь". И, о чудо, мне достался этот билет. Это было исключение из правила, поскольку, когда я попросила билеты еще хоть на что-нибудь, мне сказали, что это невозможно - на юбилейном фестивале все расписано на несколько дней вперед. Но получилось так, что фильм Звягинцева я, не утерпев, посмотрела на пресс-показе, который шел параллельно с церемонией открытия (заняла место в очереди за полтора часа). И поэтому свой билет на премьеру просто подарила доброй знакомой. По закону сохранения добрых дел нашлись и те, кто подарил билеты мне. Целых два. Правда, оба - на балкон.
На вечерние премьеры во дворец нужно одеться. Без платья и соответствующей обуви не пустят. Мужчинам обязателен смокинг. Поэтому каннские магазины пестрят вечерними платьями и костюмами по доступной цене и на любой вкус. Какой же удобный для коммерции в городке дресс-код придумали на этом фестивале! В магазине Zara, например, смокинг стоит всего 60 евро. А платье в Valentino - уже несколько тысяч. В Каннах в любое время суток - хоть в шесть утра, хоть в три ночи - можно встретить мужчин в смокингах. Многие снимают квартиры в городках неподалеку. Утренние показы начинаются с 8 часов. Ехать переодеваться в течение дня этим людям некогда. Вот они с утра надевают смокинг и ходят в нем весь день и иногда всю ночь, если застревают на бесконечных вечеринках. Город в дни фестиваля, понятное дело, не спит. Знакомая кинокритик сказала мне, что когда впервые приехала в Канны работать на фестиваль, похудела на 10 килограммов, стерла ноги в кровь, бегая по показам, и обгорела в последний день, когда заснула, просто присев на скамейку. "Как отдохнула?" - спросили ее коллеги, как только она вернулась в редакцию.
Девушкам, в отличие от мужчин, ходить целый день на каблуках и в вечернем платье неудобно. Потому они все-таки ищут возможность переодеться. Так поступила и я. В первый вечер надела платье и туфли, правда, не то потрясающее, но попроще - для пробы, пришла за час и заняла очередь на балкон. Но - увы...
По дорожке удалось пройти всего несколько метров - нас, тех, кто на галерке, запустили через боковой вход. Сфотографироваться не получилось, поскольку вдоль дорожки стоят специальные сотрудницы в черных платьях с красными лентами. Их задача - следить, чтобы не создавалось заторов на нескольких клочках земли, где и так столпотворение. Поэтому они очень настойчиво и при этом почти вежливо гонят всех вперед. Я честно пыталась сделать снимок, но получилось лишь снять толпу. Фильм, который показывали, "120 ударов в минуту" я уже посмотрела на утреннем сеансе для прессы. Так что у меня в планах было выйти через другой боковой вход, как делают звезды в пышных платьях, подарить кому-то билет и пойти на пресс-показ другой картины. Вышла из Дворца фестивалей без просмотра я спокойно - этим тут никого не удивить. Но вот обойти дворец и вернуться к боковому входу на дорожку оказалось делом не из легких. Улицы перекрыты. И перед Дворцом фестивалей - четыре круга людей. Фотографы, охрана, зрители и просто туристы, которые хотят хоть куда-то пройти. На то, чтобы обойти дворец - пройти метров двести, если не меньше, - мне потребовалось минут сорок. Подарить билет я не успела: в зал уже не пускали, и он пропал. Хорошо хоть добежала на пресс-показ - в этот день он как раз задержался из-за угрозы теракта.
На кинофестивале в этом году всем выдавали красные значки с надписями. На моем значилось "Я не настолько сумасшедшая, чтобы делать селфи на красной дорожке". Но я была нацелена именно на это. Оставался единственный шанс - на следующий день, поскольку больше билетов у меня не было, да и в Москву пора было возвращаться. Так как билет мой был также на балкон, я была намерена объясниться с девушками-пастухами и упросить их сделать кадр.
В этот день давали фильм "Истории семьи Майровиц". На дорожку прибыли американские звезды Дастин Хоффман, Бен Стиллер, Адам Сэнлер и Эмма Томпсон. Столпотворение было нереальным. Поскольку я решила попробовать подойти ко Дворцу фестивалей с другой стороны - как раз откуда шли все звезды и куда подъезжали лимузины, вдруг выяснилось, что и тем, у кого билет на балкон, позволено пройти рядышком, по отдельному проходу. А после строжайшего досмотра наша очередь оказалась перед заграждением, откуда можно было разглядеть красную дорожку вблизи. В какой-то момент и нас выпустили на нее.
…У меня есть сестра. Однажды она рассказывала мне, как, случайно попав на престижный курорт, оказалась вечером у одного из знаменитых отелей, где проходило какое-то торжество. "Я стояла и плакала, - признавалась мне она, глядя на этих людей, у которых есть все - роскошные машины, дорогие платья, слава, деньги. Они живут на небесах и не знают проблем простых смертных, например, таких как у меня. Я за всю свою жизнь не заработаю столько, сколько стоят туфли самой небогатой из этих женщин. Я никогда не познакомлюсь - мне просто негде - с таким мужчиной. Мне было так горько от несправедливости, что одним - все, а другим - ничего. Но я стояла как вкопанная и не могла оторвать глаз от тех, кто входил в отель. И ничего не могла с собой поделать".
В силу профессии я, конечно, была далека от того, чтобы расплакаться, но вспомнила ее слова, когда увидела этих людей. Часть из них казались смешными, например, как те, что все равно позируют камерам, зная, что в том, чтобы их сфотографировать, особо никто не заинтересован. Но кто знает, как повернется жизнь и какое фото в итоге окажется самым важным. Я думала о том, что пока существуют такие люди, отношения, индустрия моды и славы, Каннский и другие фестивали будут жить и процветать. Именно этого не заменит никакой Netflix и новые технологии.
Фотографию я сделала, несмотря на то, что меня чуть не смели. Просто повезло, рядом оказалась знакомая, представляющая на кинорынке Marché du Film одну из крупнейших российских кинокомпаний - она и помогла. И, о, ужас (женщины меня поймут), должна признаться, что во второй день я также не надела заветное платье. Потому что к нему, распрекрасному, нужен был по крайней мере лимузин. Или номер в отеле Majestic, который расположен недалеко от выхода на красную дорожку, - в нем, как правило, "экипируют" звезд. Еще и билет в партер! Таким образом, главное платье в Каннах все же не было "выгуляно". Остается одна надежда - на родной российский "Кинотавр". Тем более что дорожка там синего цвета. И красное платье с ней не сольется.
Юбилейный 70-й фестиваль собрал большее количество звезд, чем обычно. Тут состоялся еще и уникальный фотоколл, в котором участвовали более ста кинозвезд. Большинство из них прошли и по красной дорожке. Под объективы фотографов попали: Катрин Денев, Тильда Суинтон, Антонио Бандерас, Изабель Юппер, Лив Ульман, Клаудия Кардинале, Николь Кидман, Джессика Честейн, Кирстен Данст, Жюльетт Бинош, Настасья Кински, Дайана Крюгер, Сэльма Хайек, Беренис Бежо, Стэйси Мартин, Эмма Томпсон, Эль Фаннинг, а также Кристоф Вальц Антонио Бандерас, Дастин Хоффман, Колин Фаррелл и другие.
По красной дорожке прошла съемочная группа картины "Нелюбовь” - продюсер Александр Роднянский, режиссер Андрей Звягинцев, актеры Алексей Розин и Марьяна Спивак. Кстати, Марьяна Спивак - внучка знаменитой Жанны Прохоренко, сыгравшей в фильме Григория Чухрая "Баллада о солдате”. Этот фильм участвовал в конкурсе Каннского кинофестиваля в 1960 году и получил спецприз жюри. Таким образом история закольцевалась. Папа Марьяны - актер и режиссер Тимофей Спивак, а мама - актриса Екатерина Васильева, зрители ее знают, например, по фильму Ильи Фрэза "Вам и не снилось". Марьяна очень похожа и на бабушку и на маму.
Много говорилось о появлении на красной дорожке российской телеведущей и модели по имени Виктория Боня. Точнее из-за ее платья стоимостью около миллиона долларов. Обозреватель "РГ" наблюдала за этим выходом на дорожку - фотографы были не слишком заинтересованы неизвестной в Европе отечественной звездой. А вот молодой режиссер Кантемир Балагов со съемочной группой фильма "Теснота" привлек их внимание, ведь он - вполне реальный претендент на приз "Золотая камера" в номинации "Лучший дебют".