Центробанку разрешает лишать лицензий страховые медорганизации

Страховые медицинские организации будут лишать лицензий, если фонд обязательного медицинского страхования (ОМС) или Центробанк России посчитают, что они не достаточно хорошо справляются со своими обязанностями.

Поправки в закон об обязательном медицинском страховании подготовлены Минздравом России и вынесены на общественное обсуждение. Размещены они на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.

В законопроекте написано, что Банк России может принять решение об отзыве лицензии у страховой медицинской организации в нескольких случаях.

Во-первых, если прекращается действие всех договоров о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования, заключенных страховой медицинской организацией с терфондами ОМС.

Во-вторых, если не достигаются целевые показатели оценки деятельности страховых медорганизаций, установленные федеральным фондом ОМС.

В-третьих, если не выполняются квалификационные требования к страховым медорганизациям, установленные Банком России.

А в пояснительной записке к документу уточняется, что цель законопроекта - защита прав и законных интересов россиян, застрахованных в системе ОМС.

По мнению председателя Национального агентства по безопасности пациентов и независимой медэкспертизе Алексея Старченко, законопроект нуждается в доработке. В частности, в конкретизации требований, невыполнение которых может послужить основанием для отзыва лицензий у страховых компаний, выдающих людям полисы ОМС.

"Страховые компании обеспечивают медицинскими полисами и обслуживают всех граждан России, а значит, люди должны понимать, за что именно эти организации могут лишиться лицензии. И могут ли они повлиять на этот процесс", - говорит эксперт. Если в страховой компании нахамили, не улыбнулись или вовремя не выдали медицинский полис - это может быть поводом для жалобы на нее в фонд ОМС и для отзыва лицензии? А если речь идет о достижении или недостижении целевых показателей, то каких именно и в каком объеме?

"Было бы правильно, если бы целевые показатели и квалификационные требования, за несоответствие которым страховщик может лишиться лицензии, были прописаны в этом же самом законе, а не отдельными подзаконными актами. Тогда система была бы прозрачнее и понятнее обычным людям, клиентам этих фондов", - продолжает Старченко. И тогда бы они понимали, как должна работать страховая компания, как должна защищать их права и что именно они могут от нее требовать.

Сейчас, по словам Старченко, претензии к работе страховых организаций со стороны пациентов чаще всего возникают из-за того, что полномочия этих самых организаций ограничены. Например, страховая организация не может в досудебном порядке возместить человеку ущерб, если медучреждение незаконно заставило его оплатить лекарство или эндопротез, хотя должна была предоставить это бесплатно. Страховщик может провести экспертизу действий врача или медорганизации и предоставить человеку доказательства, с которыми тот может обратиться в суд. Но этого мало, поскольку люди боятся судиться с врачами и больницами, считает эксперт.