Убирать суда, плотно облепившие набережные еще в девяностых, столичные власти начали в 2013 году. Вообще-то дебаркадер - это строение на берегу для посадки в судно, например, речной вокзал или пристань, но в столице в них превратили отслужившее свое корабли, пришвартовав их навечно и не всегда там, где это разрешено. Во многих располагались офисы, гостиницы, рестораны. Как пояснили "РГ" в пресс-службе "Организатора перевозок", все они исключены из государственного судового реестра, то есть кораблями больше не являются, а значит, и на воде им делать им нечего.
В общей сложности за три года от своих причалов уплыли 38 домов-кораблей, из них 12 - из самого центра: с Фрунзенской, Краснопресненской, Космодамианской и Бережковской набережных. Большую часть - 28 - хозяева убрали сами, 10 пришлось вывозить городу, теперь их владельцы должны московскому бюджету 80 миллионов рублей за демонтаж, транспортировку и хранение.
"Валерий Брюсов" - корабль-легенда - продержался дольше всех в одном из самых культовых и посещаемых туристами мест Москвы. За четверть века чего здесь только не перебывало! И гостиница, и казино, и развлекательный центр, и, конечно, ресторан. Он не числился дебаркадером, но и к нему возникло много вопросов. "Московская межрегиональная транспортная прокуратура провела проверку законности размещения судна "Валерий Брюсов", пришвартованного на Крымской набережной", - сообщил Игорь Семериков, начальник управления эксплуатации "Организатора перевозок". - Установлено, что теплоход эксплуатируется без договора водопользования, что нарушает ст. 11 Водного кодекса РФ. Суд удовлетворил требования прокуратуры в полном объеме и обязал собственника - ОАО "Московский туристический флот" - освободить набережную".
За "Брюсовым" скоро наступит очередь "Ласточки-2" на Лужнецкой набережной и "А. Блока" на Краснопресненской. У первого нет договора причаливания, второй вообще пришвартован к набережной, не приспособленной для этого. "На незаконно установленных судах возможно несоблюдение необходимых норм безопасности, - заявил Игорь Семериков. - Нахождение на таких судах опасно как для посетителей, так и для тех людей, которые там работают. Жалуются и жители окрестных домов - и на шум с судов "Ласточка-2" и "А. Блок", и на загрязнение ими акватории". Ведь большинство этих судов все отходы спускают прямо в воду.
В настоящее время на реке в пределах столицы остается еще 29 дебаркадеров, 17 из них - маломерные. Но и им надо готовиться скоро в последний рейс.