Этой идеей мастер загорелся, изучая работы и технику древних ингушских мастеров, изготавливавших украшения и другие предметы из костей животных.
На заднем дворе дома ювелира можно увидеть горку из говяжьих рогов, которые пойдут на изготовление различных украшений.
- Пока собираю кости, покупаю у мясников самые толстые, в народе их маслами называют. Мне понадобятся именно такие, - говорит Бекхан.
По словам ювелира, его предки широко применяли материалы животного происхождения. Об этом можно судить по археологическим находкам. Зачастую из кости - говяжьей или бараньей - делали рукоятки для подкинжальных ножей или так называемых рабочих кинжалов на каждый день. У кинжалов на выход, считавшихся оружием не для повседневной носки, они были более дорогими, из различных металлов.
Чтобы изготовить ту же рукоятку, кость специальным способом расплавляли, раскатывали в пластины, из них вырезали заготовки.
- Это древнее искусство. Существуют старые рецепты размягчения кости, вплоть до такого состояния, что ее можно завязать в узел, а потом снова сделать прочной, - уточняет ювелир.
Различные приемы работы с различной фактурой он изучал по старым книгам по технической обработке материалов, которые собирает уже не один десяток лет. У мастера небольшая, но очень ценная библиотека, посвященная этой теме. Кроме того, Бекхан Дахкильгов ищет необходимую информацию в научной и художественной литературе об ингушском народе и его обычаях. Знакомится с техникой древних мастеров по археологическим находкам в музеях и частных коллекциях.
Кстати, в его семье сохранилась рукоять кинжала, передававшаяся из поколения в поколение. Само лезвие сберечь не удалось.
- До 1944 года, депортации ингушского народа, родовые кинжалы да и другое оружие хранились во многих семьях. Но после того, как ингуши стали "врагами народа" и их начали выселять, эти предметы были запрещены. Любое оружие нужно было сдать властям. На этот счет был специальный указ Совнаркома. Если у депортируемого находили холодное оружие, его разлучали с семьей - отправляли в один район, а родных - в другой. Ну, а если огнестрельное - тогда человека вообще расстреливали. Поэтому все прятали оружие или же поступали, как мой дед, который отломал лезвие и выбросил его, а рукоять от кинжала сохранил. Это наша семейная реликвия.
А вот шашку прадеда Дахкильгову, к сожалению, сохранить не удалось. Он был героем гражданской войны, погиб в бою с войсками белогвардейского генерала Деникина под селом Долаково. После гибели главы семейства его родным досталась дорогая шашка-волчок с позолотой из особо прочной стали (такой клинок мог перерубить любой другой), которую после объявления о ссылке спрятали на чердаке. Но когда депортация закончилась, шашки на месте не оказалось, видимо, кто-то нашел ее и украл.
Кроме рукояток для ножей и кинжалов, Бекхан Дахкильгов планирует заняться резьбой по кости, а также изготавливать из нее женские украшения.
- Очень симпатично будет смотреться. Можно сделать украшения различных цветов и форм, кость окрашивается специальными природными растворами.
Мастер также продолжает изучать элементы, присущие украшениям и национальному костюму, которые ингуши носили в старину.
Несмотря на то, что каждая его работа не похожа на предыдущую, есть основные розетки и орнамент, которые, по словам ювелира, нельзя менять, чтобы не нарушить национальные традиции. Но каждый мастер, уверен Бекхан, складывает их по-своему.
Он ищет новые элементы, которые использовали в древности. Поиск осложняется тем, что многое было утрачено после выселения ингушского народа, особенно мало сведений есть об орнаментах, популярных у ингушей в XIX - начале XX веков. Будучи в ссылке, люди в первую очередь обменивали такие изделия на хлеб и другие продукты. Но мастер не теряет надежды хоть немного, по крупицам, восстановить утраченное, и вдохнуть историю в свои современные работы. Немало изделий Бекхана Дахкильгова уже хранится в музеях республики как образцы народного мастерства.