Российские клиенты всегда интересовались сложными часами. Но сейчас из-за кризиса повысился спрос на модели более простые и универсальные. Остались ли в мире любители сложностей?
Паскаль Брандт: Часовые бренды иногда забывают о том, что дух времени постепенно меняется. Если в прошлое десятилетие был спрос на огромные часы, похожие на кассовые аппараты, то сейчас с этим покончено. Изменился и рынок, и ожидания клиентов. Наша коллекция Octo Finissimo как раз отвечает требованиям современной эстетики: здесь меньше "показухи". Ведь разработать супертонкий механизм не менее трудно, чем сделать громоздкое усложнение, похожее на сэндвич из "Макдоналдса". Мы делаем элегантные и очень современные, а потому уникальные вещи.
Как вы считаете, почему вам удается элегантность?
Паскаль Брандт: Потому что мы итальянцы, но обладаем швейцарскими знаниями. Мы не только часовщики, но еще и ювелирный дом, мы производим модные аксессуары и разбираемся в красоте. Это дает нам свободу творчества. Мы можем делать часы high jewellery и одновременно быть мировым лидером в производстве репетиров высокой сложности. Это все совместимо с генетикой бренда. Но в то же время мы постоянно преодолеваем традиционное восприятие Bulgari как только ювелирной марки. Поэтому мы и выступили с тремя рекордами тонкости подряд в линии Octo Finissimo. Никто не ожидал этого от Bulgari, но мы всем показали!
А кто сегодня интересуется репетирами? Ведь это изобретение старинное, для определения времени по слуху при отсутствии освещения.
Паскаль Брандт: Коллекционеры. Репетир никогда не будет куплен тем, кто не понимает часовой культуры. Особенно это касается репетиров класса Grand Sonnerie с четырьмя молоточками. Помните, до конца 1990-х годов существовало два главных усложнения - репетир и турбийон? С начала 2000-х благодаря китайцам, а потом и швейцарцам у любой компании появился доступ к турбийонам - и их ценность резко упала. Турбийон стал стандартным элементом, как автоподзавод. Так что последняя крепость высокого часового искусства - это репетиры. Нам повезло, что мы - компания номер один в этом вопросе. Но мы должны быть готовы, что однажды с репетиром случится то же, что и с турбийоном. Поэтому нам нужно задуматься о других возможностях и путях развития.
О каких, например?
Паскаль Брандт: Создавать не только сверхсложные часы, но и те, которые нравятся, которые очаровывают. Дизайн становится важнейшим моментом. Двадцать лет назад это были функции, а теперь это здесь (показывает на сердце. - "РГ-ЧАСЫ"), это красота. Так или иначе, перед каждой маркой сегодня стоит задача обновления.