Елена Довлатова: Много надежд возлагается на Год экологии

В России одно из самых суровых экологических законодательств в мире в области охраны и защиты водных объектов. Однако эффект от этого не всегда положительный, а порой и, наоборот, крайне негативный для окружающей среды.

Сегодня лишь отдельные предприятия, расположенные в крупных городах и промышленных центрах, готовы применять новейшие технологии для очистки сточной воды до требуемого государством уровня. По данным государственного доклада "О состоянии и об охране окружающей среды РФ в 2015 году", объем сброшенных в водные объекты загрязненных сточных вод составил 14,4 миллиарда кубометров - это больше трети всего объема водоотведения в водные объекты. За последние пять лет объем нормативно очищенных сточных вод остался практически на одном уровне: в 2010 году - 1,88 миллиарда кубометров, в 2015 году - 1,9 миллиарда кубометров.

Получается, что при существующих жестких экологических нормах отсутствует видимый прогресс. Объясняется это просто: нет конструктивного диалога между водопользователями и государством.

Сегодня каждое ведомство относительно успешно выполняет вверенную ему задачу, но "на стыках" зон ответственности государственная машина дает сбой. В результате вместо системного управления водным хозяйством имеет место глобальная несогласованность властных усилий и подлное несовпадение взглядов.

Простой пример. В нашей стране нормирование сбросов сточных вод осуществляется по рыбохозяйственным нормативам, разработанным совершенно для других целей. Водопользователи вынуждены тратить огромные средства для того, чтобы сбрасывать стоки, которые будут чище, чем вода из-под крана. Такого качества очистки современными технологиями добиться все равно практически невозможно или крайне затратно, поэтому государство пытается в ручном режиме создавать "заплатки" к экологическому законодательству вроде временно разрешенных сбросов, планов по переходу на наилучшие доступные технологии и так далее, что в итоге еще больше усложняет всю систему нормирования.

Между тем водные объекты ежедневно подвергаются колоссальной антропогенной нагрузке со стороны предприятий промышленного, сельскохозяйственного, коммунального, транспортного и топливно-энергетического комплексов. Отсутствие согласованной политики межотраслевого использования водных ресурсов порождает множество противоречий между водопользователями из этих отраслей.

Существенная нагрузка на водные объекты происходит и из-за отсутствия адекватных и эффективных схем комплексного использования и охраны водных объектов. К сожалению, из-за низкого качества этих схем и отсутствия обязательного статуса их применения, они так и не стали программным документом, который должен использоваться на всех территориях.

Много надежд возлагается на Год экологии: необходимо существенно повысить уровень доверия между участниками водных отношений. Обеспечить взаимодействие всех уровней власти может только публичное мероприятие с нестандартно широкой для традиционных дискуссионных площадок тематикой.

Одним из важных событий, в ходе которого будут обсуждаться проблемы водохозяйственного комплекса, станет проводимый Советом Федерации в конце июня Всероссийский водный конгресс. Цель - дать слово каждой отрасли, каждой категории водопользователей, непредвзято проанализировать существующее положение дел и перспективы развития водохозяйственного комплекса с различных точек зрения. Важным направлением работы конгресса станет выработка государством совместно с представителями агропромышленного комплекса, ТЭК, коммунального хозяйства, транспорта и промышленности единых критериев дальнейшего развития рационального использования водных ресурсов во всех сферах экономики.

На площадке конгресса будет также обсуждаться Водная стратегия России до 2020 года, которая констатировала значительное превышение водоемкости отечественной продукции по сравнению с аналогичными показателями стран с развитой экономикой и поставила задачу за 13 лет снизить этот показатель на 42 процента - с 2,4 до 1,4 куб. м/тысяч рублей. Вопрос, который сегодня стоит перед государством, - как эффективно использовать водный фактор развития мирового рынка, обеспечить развитие водоемких производств с одновременным повышением эффективности использования водных ресурсов.

Отдельным направлением обсуждения станет перспектива России как экспортера товаров водоемких производств, участники которого еще раз смогут рассмотреть благотворную как для экономики, так и для экологии альтернативу поворота сибирских рек.

Помимо этого в рамках конгресса Роспотребнадзор рассмотрит актуальные проблемы водопользования через призму обеспечения населения питьевой водой как безусловного приоритета в системе водопользования.

Поскольку никакое развитие невозможно без квалифицированных кадров, включая рабочие специальности, отдельная секция будет посвящена проблемам и перспективам развития профильного образования и подготовки кадров для водохозяйственного комплекса России.

Итогом дискуссий станет принятие программы действий по обеспечению эффективного развития водохозяйственного комплекса России на базе межотраслевого регулирования.