Для Александра Журбина "Метаморфозы", над которыми он работал около пяти лет, двенадцатое сочинение в жанре, которое сам композитор определяет как опера. Самое известное его произведение для театра рок-опера "Орфей и Эвридика". Сейчас его можно увидеть на сцене Крымского музыкального театра, а "Биндюжник и Король" в афише Красноярского ТЮЗа. В Москве - "Цезарь и Клеопатра" в "Оперетте", "Мелкий бес" в Камерном музыкальном театре. "Метаморфозы любви" в МАМТ - третья постановка композитора, что сейчас идёт в столице.
Все главные персонажи этой оперы - великие художники, которые волей судьбы и по авторской идее публично проходят испытание "Верностью", "Изменой" или "Эротикой" - так Александр Журбин обозначил главы своего триптиха. И предсказуемо ключевыми действующими лицами его оказались Фридрих Ницше и Зигмунд Фрейд, которые благодаря создателям спектакля очень похожи на Ленина и Сталина (прекрасные актерские работы Валерия Микицкого и Дмитрия Кондраткова). Наверное, таким комическим образом было решено подчеркнуть революционный вклад доктора Ф. и философа Н. в познание человеческого подсознания.
Герой первой оперы Гете (Евгений Поликанин), который в 74 года, влюбился в 19-летнюю девушку Ульрику (Евгения Афанасьева), хранившую верность великому немецкому поэту до конца своих дней - больше 75 лет. Вторая "новелла" - эта история австрийского композитора Густава Малера (Андрей Батуркин) и его жены Альмы (Инна Клочко), изменявшей ему и доведшей его до нервного срыва и смерти в 51 год. Героиня финального сюжета - Лу Андреас-Саломе (Мария Макеева). В искусстве любви она была и теоретиком (автором трактата под названием "Эротика"), но и практиком. Среди ее любовников были Рильке (Кирилл Золочевский) и, конечно, Ницше и Фрейд.
"Метаморфозы любви" - эскизные портреты трёх неординарных женщин, страсть и любовь к которым, быть может, и побуждала гениев к созданию бессмертных шедевров, а не только повергала в страдания их души. "Лишь раненое сердце рождает великие шедевры" - строка из либретто Александра Журбина, написанного им в тандеме с Алексеем Левшиным. И еще это представление - "das speisopfer" всей германской культуре XIX-XX веков, сделанный в ярко гротесковом, абсурдистском ключе. Сей драматургический ход дал автору полную свободу квазицитирования без каких-либо, чаще всего, неловких попыток глубоко запрятать в толщу нот "первоисточник".
Но искать внешнего сходства персонажей с прототипами в спектакли не стоит, за исключением Андрея Батуркина (Малера). Все другие крайне далеки от обликов своих героев. Особенно высокорослый Илья Павлов в роли Цемлинского. Как известно, композитор был драматично некрасив и свою лучшую оперу "Карлик" написал про себя.
Зато в партитуре много узнаваемого и формула метаморфоз музыки ясна. Первая часть основана на стилистике первой трети XIX века - Бетховен, Шуберт, Вебер. Вторая - конечно, на языке Малера и немецко-австрийского экспрессионизма. Третья - на опусах Курта Вайля и джазовых стандартах. Интермедии между частями триптиха построены на атональных конструкциях в стиле нововенской школы.
Всю эту "полистилистику", придуманную Журбиным, виртуозно собирает в единое целое дирижёр Феликс Коробов. И солисты, работающие нарочито эмоционально - поющие и декламирующие сразу на двух языках - русском и немецком, также несут титанический труд. А напрасный или нет - решит публика.