Венгерский Proton Theatre был одним из самых ожидаемых гостей форума. Постановки Корнеля Мундруцо в этой компании известны благодаря своей эпатажности, необычному сценическому языку и острой социальной тематике. Поскольку настоящих ценителей актуального искусства в Воронеже пока не очень много, для фестиваля выбрали свежую, характерную, но не самую провокационную "Имитацию жизни". А перед показами устроили лекции для тех, кто хотел разобраться в художественных поисках режиссера.
Действие начинается на экране: минут 20 идет "документальное" видео, как бы снятое сотрудником коллекторского агентства в квартире пожилой одинокой цыганки, не желающей ни платить по счетам, ни выселяться из дома, ни подчиняться каким бы то ни было бюрократическим нормам. Абсурдный разговор о деньгах и переезде перетекает в монолог женщины - забавный, трагичный, экзистенциальный. Жизнь в цыганском "гетто", счастье в нищете, расовые предрассудки и попытка убежать от них как можно дальше (сын героини осветлил волосы, чтобы выглядеть венгром, и стал торговать телом)…
Актриса Лили Монори не жалеет себя, заставляя всех, кто не прилип к смартфону, всмотреться в ближнего. Некрасивого, больного, несчастного, обиженного, взволнованного, неправого, потерянного - такого, какой есть. А когда зритель осознает, как тяжело ему просто пробыть 20 минут рядом с другим человеком, картинка на экране плавно переходит в живой план. Сценограф выстроил меблированную квартиру, наполнил ее домашней утварью и техникой, набил хламом шкафы. Всему этому надлежит рухнуть в момент, когда цыганку предает сын - отказывается возвращаться домой и стыдится матери перед очередной богатой любовницей.
Говорить о том, что мир героини перевернулся, не имеет смысла. Слов в наши дни слишком много, а веса у них до обидного мало. Мундруцо дает высказаться вещам. Декорация медленно поворачивается на 360 градусов: летят вниз обломки, бьется посуда, столбом взвивается пыль. Все меняется, как в калейдоскопе. На облезлых стенах остаются пустые полки и деревянные распятия, к которым уже никто не поднимает взгляда.
Перевернутую вверх дном квартиру после смерти владелицы арендует молодая женщина с ребенком. Этой паре уже и говорить особенно не о чем. Непутевая мать плетет утешительные истории и интересуется, нравится ли она сыну. Тот "сидит в телефоне". Во всем происходящем видна неподлинность, фикция. Скорая помощь приедет через 76 минут. Счетчик не крутится, а электричество есть. "Вода есть, но ее отключили"…
Формально герои общаются, по сути - каждый говорит о себе и для себя. Это открытие, ставшее художественным приемом, сделано давно и уж конечно не Мундруцо. Но режиссер умеет раскрыть это наблюдение современными средствами.
Он отнюдь не мизантроп. Блудный сын в "Имитации жизни" внезапно прозревает, возвращается в родное жилище, застает там полный разгром и неизвестного ребенка - и почти сразу думает, чем бы пацана накормить. Не найдя ножа, "бывший" цыган лезет в свой детский тайник за мечом - словно возвращается к себе маленькому. К тому возрасту, когда у него пропало желание быть собой.
Дора Буки, сооснователь и управляющий директор Proton Theatre (Венгрия):
- Толчком к постановке послужила история молодого цыгана, который пытается отказаться от своей идентичности. Это документальный факт. В Будапеште получил большой резонанс случай, когда на автобусной остановке подрались молодые люди, один получил серьезное ножевое ранение. Эту историю освещали как конфликт на почве расизма, так как пострадавший оказался цыганом. Люди выходили на демонстрации против расизма. А потом оказалось, что нападавший был цыганом, который скрывал свою национальность.
Корнель Мундруцо начинал как кинорежиссер, и теперь он иногда выносит в кино те идеи, которые уже обкатаны в театре. Самая яркая сцена - с переворотом квартиры - была придумана художником, чтобы зримо показать ту точку, где в жизни все разрушается. Это первая наша постановка, которую венгерские критики отметили именно за техническое оснащение.
Алла Шендерова, театральный критик:
- Мундруцо - один из ярчайших режиссеров среднего поколения, идущего на смену поколению Лепажа, Уилсона, Марталера, Туминаса. Но нашу публику приходится к знакомству с ним готовить. Русский зритель очень нетерпелив, особенно в столицах. В Вене на премьере "Имитации жизни" никому и в голову не пришло покидать зал в первые 20 минут, когда идет видео с монологом уникальной актрисы Лили Монори. Там само собой разумеется, что если ты пришел в театр, то смотришь спектакль до конца. А у нас натура широкая. Сколько бы человек ни заплатил за билет, он может увидеть на сцене экран и сказать: "Я что, в кино пришел?!" И уйти.