Алексей Баталов: Я совершенно из другого времени

Это интервью не завизировано. Не успела. Алексей Владимирович Баталов говорил тихо-тихо, казалось, его не расслышит даже диктофон. И сейчас, расшифровывая запись, не верилось, что любимого артиста уже нет с нами. Тем не менее грустное известие - правда: народный артист СССР Алексей Баталов ушел из жизни в возрасте 89 лет.

После выхода картины "Москва слезам не верит", получившей впоследствии "Оскара", вы стали эталоном мужчины. Наверное, вам поклонницы проходу не давали?

Алексей Баталов: Мне трудно было не давать проходу, потому что я на месте не сидел - то там, то здесь. Я не очень с широким обществом общался, все равно в своем кругу жил. А потом я уже был во ВГИКе, там свои люди, свои студенты, свои интересы. Это моя настоящая и вполне для меня постоянная жизнь.

Ваш главный герой всегда был честным человеком. И в "Даме с собачкой" был такой, рефлектирующий, и в картинах "Летят журавли", "Москва слезам не верит"... А сегодня вы видите на экране такого персонажа - честного человека?

Алексей Баталов: Я все-таки испорчен профессиональной жизнью, поэтому для меня еще важно, как именно играют. Меня сюжетом особенно не заманишь. Дело в том, что привлекает лично меня. Картина может быть очень старая или очень молодая - это неважно. Но когда я вижу настоящего артиста или неожиданные актерские и творческие решения - это для меня самое интересное с точки зрения нашего дела и профессиональной судьбы.

У вас дедушка и бабушка были врачами. Не хотели пойти по их стопам?

Алексей Баталов: Нет, ни о чем таком не думал. У мамы не было квартиры, и ей дали комнатку в закрытом дворе Московского Художественного театра. Представьте себе, все мои первые впечатления - этот закрытый двор, там, где декорации, где актеры ходят уже загримированные, где хранится реквизит, костюмы. Его сейчас нет. Там что-то посносили, что-то расширили. А тогда это был совершенно недосягаемый для постороннего человека мир. Я в него попал, и он определил мою судьбу.

Вы осознавали тогда, кто такая Анна Ахматова? Или общение с ней это было просто нечто само собой разумеющееся?

Алексей Баталов: Сперва это была одна из замечательных гостей, которые были в доме, - мамина и папина знакомая. А я еще совсем молодой был. Постепенно, конечно, не только осознавал, но всем своим существом ощущал ее величие. Потом в Ленинграде, когда я работал и негде мне было там жить, поскольку на гостиницу у меня зарплаты актерской не хватило бы, я останавливался у Анны Андреевны. Каждый вечер после работы, утром, днем был рядом с ней. Она была замечательным человеком - поразительно глубоким, умным, удивительным по доброте и по какому-то особому отношению и к жизни, и к людям. И это повлияло на меня гораздо больше, чем я могу рассказать.

Вы играли в Центральном театре Советской армии, во МХАТе. Когда вы решили сниматься в кино, по какому принципу отбирали картины?

Алексей Баталов: Я ничего не отбирал. В первой картине "Большая семья" по роману Всеволода Кочеткова "Журбины" меня уговорил сниматься Иосиф Ефимович Хейфиц. И, когда я поехал туда, меня выгнали из театра, потому что не полагалось молодому актеру, даже из МХАТа, вдруг ни с того ни с сего все бросить и уехать работать в каком-то кино. Поэтому я собственными руками подписал бумагу, ушел из МХАТа и пошел сниматься к Хейфицу.

Когда после фильма "Большая семья" пришла слава, она вам мешала или помогала?

Алексей Баталов: Не как сейчас. Вот такой нахальной игры со славой тогда не было. А было очень приятно и радостно, что картина "Большая семья" имела успех, что люди ее смотрели.

Ваша племянница - Анна Ардова - сейчас очень популярна. Ее телешоу "Одна за всех" - успешное, она в театре - звезда. Вы следите за ее творчеством?

Алексей Баталов: Как раз нет, потому что я совершенно отдельно, и наша Ордынка давным-давно не та Ордынка. Давно я там не был. Долго жил в Ленинграде. И с тех пор как нет мамы, я тоже в этой Ордынке только гость. И девочки наши сами по себе. Кое-что из работ Ани я видел. Но могу судить или что-то говорить, потому что надо посмотреть по-настоящему или поработать с актером.

Вас всегда любила власть, вы уже в 40 лет были народным артистом. Это помогает или мешает?

Алексей Баталов: Одна деталь. То, что меня в Ленинграде не выгнали вообще из артистов, - это просто чудо. Потому что, будучи на студии "Ленфильм", я быстро и с ходу отказался вступить в партию. И никогда в нее не вступал. И это стало известно. Если бы не Юрий Павлович Герман и Иосиф Ефимович Хейфиц, я бы, конечно, загремел далеко и от актерства, и от всего остального. Они спасли меня. А я просто взял и сказал: "Да никогда в жизни!"

У вас еще был такой эпизод в биографии, когда вы отказались читать "Малую Землю" Брежнева.

Алексей Баталов: Я отказался играть Ленина! Мне в Ленинграде предложили сыграть молодого Ленина, а я не стал. Вот тогда этот весь ужас и нагрянул. И старшие коллеги меня спасли. Страшно себе представить, меня никуда даже близко не подпустили бы. Не то что в кино, вообще никуда. И только благодаря тому, что они сказали, что я совершенно не похож на Ленина, это издевательство над вождем, Ленин был другой, и дело не в том, что я там болтаю, а в схожести. Они убедили начальство, что это будет большой ошибкой и для студии, "если показать Ленина в виде этого мальчишки". Они объяснили, что за таким решением последует грандиозный провал. Тогда передо мной даже извинились, что предложили роль. Сейчас смешно, а в то время я был на грани полной гибели.

Сейчас стало очень модно озвучивать зарубежные мультфильмы. Для актера получить хороший персонаж для озвучания считается честью. В свое время вы ушли из кино, работали в радиотеатре, озвучивали мультфильмы. Как вы это воспринимали - как часть работы или просто для заработка?

Алексей Баталов: Это был заработок, а как же? Иначе денег-то не было. Я долго-долго работал на радио. Могу с радостью похвастаться, что за много лет невероятного труда и с помощью замечательных людей, которые меня окружали, я как режиссер сделал инсценировку и постановку "Героя нашего времени" Михаила Лермонтова. Почти год над ней работал. Эта большая работа - моя огромная гордость.

Рабочий момент

"Голос Баталова - как лекарство"

... Голос Алексея Баталова нужно принимать как лекарство. "У Баталова необыкновенный голос. У него оттаивающий голос. Я даже где-то сказал, что его нужно разливать по аптечным пузырькам и продавать как витамины. Более того, его нужно давать слушать в санаториях и больницах - он возвращает людей к жизни", - так сказал про Алексея Владимировича друг и коллега Юрий Норштейн. Фраза эта была услышана на их совместном творческом вечере в ЦДЛ - Центральном доме литератора. Народный артист СССР озвучил любимый миллионами норштейновский мультфильм "Ежик в тумане", они вспоминали о совместной работе, много говорили о Гоголе - в связи с тем, что Норштейн работал над "Шинелью", а в 1959 году Баталов снял эту гоголевскую повесть как режиссер - это была его дипломная работа во ВГИКе. Баталов говорил со сцены тихо-тихо, практически шептал. Зал сидел, замерев, люди боялись лишний раз пошевельнуться и громко вздохнуть - было слышно, как муха пролетит...

В антракте тогда за кулисами мы второй раз договорились об интервью. Первый - во дворе дома Ардовых, где в рамках фестиваля "Черешневый лес" открывали памятник Анне Ахматовой и проводили Ахматовские чтения. Однако интервью не состоялось. Тогда, пять лет назад, Баталов был очень озабочен - снова дал знать о себе многолетний конфликт - битва за сотки с соседом по даче. Он попросил помочь, и "РГ" сделала публикацию, после которой была инициирована проверка обстоятельств дела Следственным комитетом, и оно сдвинулось с мертвой точки. Много сил и лет отняли у уже немолодого Баталова эти соседские разборки, но уже в этом году за 4 дня до смерти пришло известие, что Баталов выиграл суд. Не успели порадоваться....

...Интервью он давал также тихо-тихо. Я слушала его и все время вспоминала слова Норштейна.

Личное

Дочь и отец

Вы иллюстрировали книжку сказок вашей дочери Марии "И были, и не были" - это тоже ваша гордость?

Алексей Баталов: Сейчас как раз хочу в свою будущую книгу вставить и рассказ о нашей с ней совместной работе. Если мне удастся что-то написать о том времени, то я подчеркну свою радость по поводу того, что, когда она начала писать, я оказался нужен. Сначала просто что-то нарисовать, а потом сделать все иллюстрации к ее сочинениям.

Я читала в одном из интервью, как вы говорите, что Мария вас многому учит.

Алексей Баталов: Конечно. Она читала во много раз больше, чем я. То, что я даже хотел бы, но никогда не знал об этом. Она круглые сутки читает. Отсюда и сказки. Сказка ведь прорастает из души или из фантазии. Дочка все время внутри чтения, внутри чего-то, над чем она работает. Сначала сказки, потом сценарии, что-то еще...