30-летний кемеровчанин Роман Щербань завоевал титул чемпиона мира в своей возрастной категории по версии World Irish Dance Association (WIDA). Состязания за мировой кубок проходили в Ирландии, в городе Килларни (графство Керри).
- Я решил, что хочу танцевать, когда учился на втором курсе Кузбасского техуниверситета, который, кстати, успешно окончил по экономической специальности, связанной с информационными технологиями, - вспоминает Роман. - Начинал в университетском коллективе "Новый формат", а потом открыл для себя ирландскую народную музыку. Моя бабушка в молодости танцевала в ансамбле, который гастролировал по всей стране, участвовал в разных конкурсах и фестивалях. В репертуаре были танцы народов мира, в том числе и ирландский танец. Но, конечно, мягко говоря, немного не тот. Потому что в Лимерике, например, создан целый университет по ирландской музыке, песням и танцам. Я же начинал в единственной кемеровской школе, где этому обучали, а с 2005 году в Россию поехали первые официальные преподаватели из Европы - Тереза Руни Макхью и Ронан Маккормак.
Сегодня Роман сам себе хореограф. В состязаниях мирового уровня, которые проводились в Великобритании, Германии и США, кемеровчанин, стоявший у истоков создания Siberian Irish Dance Academy, участвует пятый год. Рывок за это время он сделал колоссальный: сначала был в третьем десятке, потом два года подряд становился вторым, и вот теперь достиг высшей ступени, покорив сердца жюри и зрителей на родине ирландского танца и оставив позади хозяев турнира, в котором участвовало около тысячи танцоров.
- Ирландия, конечно, очаровывает, Килларни - прекрасный зеленый город, где повсюду звучит музыка, люди очень доброжелательны, все поют и танцуют, мы чувствовали себя как дома, в тапочках, - продолжает Роман. - Призерами в своих категориях также стали мои коллеги по Сибирской академии - преподаватели омского и новосибирского филиалов Алина Никифорова и Мария Швецова. Они показали пятый результат.
Программа соревнований включала в себя один танец в специальной жесткой обуви (ее заказывают в Ирландии), когда бьют "чечетку", один - в мягкой, когда прыгают и буквально летают по сцене, а в третьем раунде - самый сложный, традиционный сет: базовые танцы. Здесь обычно чаще всего и случаются ошибки и остановки, а ведь главное - скорость и динамика, основанная на специфической работе стопы, не похожей ни на какие другие стили, в том числе американский степ. К слову, в Книгу рекордов Гиннесса один из исполнителей irish dance попал как раз из-за высокой скорости работы стоп. А второе условие - стопроцентное совпадение с музыкой. Танцор здесь точно такой же музыкальный инструмент. И одного удара мимо нот бывает достаточно, чтобы даже те, кто лихо "машет в нос" (поднимает ногу в прыжке под углом не менее девяноста градусов) скатились вниз по турнирной таблице.
- Ирландские танцы - короткие и стремительные, самый длинный - порядка 2,5 минуты, но до него, как до марафона, еще нужно дорасти, - улыбается Роман. - Там уже другие механизмы работают - память спинного мозга. И достигается она опытом и постоянными тренировками. Не потанцуешь месяц, и еще столько же придется нагонять по скорости.
Свое мастерство Роман Щербань передает ученикам, возраст которых от пяти до пятидесяти. 10-летняя Милана Галеева, чемпионка Сибири в своей категории, еще полтора года назад делала успехи в художественной гимнастике. 12-летний Дима Токмаков, призер сибирских состязаний, пришел из секции спортивного плавания. Агафье Краснухиной - всего девять лет, но уже через месяц занятий она почувствовала себя в танце, как птица в полете.
Роман Щербань, чемпион мира по версии World Irish Dance Association:
- Есть ли противопоказания к занятию ирландскими танцами? Все - от неразвитости мышц. Доктора частенько по поводу любой болячки советуют: "Лежите и не двигайтесь". Но это неправильно. Мы на тренировках занимаемся развитием мышечного каркаса в первую очередь. Разминка - от тридцати до сорока минут, и в нее входят ЛФК, растяжка, элементы йоги. Наши танцы показаны при плоскостопии. С одной стороны, их можно танцевать с использованием ортопедических стелек, чтобы не травмировать стопы. А с другой - стопа, в которой огромное количество мышц и суставов, начинает развиваться правильно. Когда люди начинают танцевать, многое уходит, в том числе и так называемая "косолапость", из-за которой начинают расти пресловутые "косточки" у основания большого пальца. А что касается "рук по швам", то в самой Ирландии поддерживается миф о том, как когда-то танцевали в бочках и со связанными руками. Но на самом деле все было не так. Девочки, например, держали корзинки в руках. Но в 1940-1950-х руки по швам остались лишь в групповых танцах, корпус полностью стабилизировался, а ноги пошли дальше, к совершенству.