Сейчас по закону о торговле, если доля одной торговой сети в регионе превышает четверть всех реализованных за год товаров, то она не вправе открывать торговые точки. Общий же объем присутствия торговых сетей ничем не ограничен. Поэтому они все больше проникают в регионы, вытесняя малый и средний торговый бизнес.
Местный бизнес просит защиты от монополистов, недовольны и региональные производители, с которыми крупный ретейл практически не работает. Как рассказала "РГ" вице-президент Торгово-промышленной палаты России Елена Дыбова, с приходом в отдельно взятый населенный пункт численностью до 100 тысяч человек федеральной сети там закрывается 20-30 магазинов и местных производств. А это не только уменьшение доходов местной казны, но и сокращение рабочих мест.
"Сейчас покупатель идет в дискаунтеры, которые принадлежат федеральным торговым сетям, - продолжает глава Института маркетинговых исследований Александр Демидов. - Пока платежеспособность населения не вернулась к докризисным показателям, люди будут ходить по магазинам, которые предлагают большие скидки. А это могут сделать только крупные продавцы". Как поясняет глава Союза независимых сетей Сергей Кузнецов, чем выше объемы закупок, тем ниже цены.
Работают с локальными производителями региональные торговые сети, но им сложно конкурировать с "федералами". Ведь фермерская сметана и творог все равно стоят больше, чем продукция массового спроса.
"Мы готовим обращение в ФАС с просьбой узаконить деятельность торгово-закупочных союзов, - говорит Кузнецов. - Сейчас разница в закупочных ценах для федеральных и региональных сетей составляет 30-40 процентов. Раз региональные сети не могут осилить большой опт, надо делать закупки сообща. Сегодня это невозможно из-за антимонопольного законодательства, которое подразумевает сговор при совместных закупках". Это поможет сохранить в регионах местных поставщиков.