Как поправки Роспотребнадзора отразятся на интернет-агрегаторах

Принятые депутатами Госдумы в первом чтении поправки в закон о защите прав потребителей могут, по мнению экспертов, привести к сокращению числа интернет-ресурсов по поиску товаров и услуг. Выиграет ли от этого покупатель? Ведь качество товаров, по идее, должно резко возрасти.

Речь идет о поправках в закон, подготовленных Роспотребнадзором и направленных на регулирование деятельности компаний, не продающих самостоятельно товары или услуги, но получающих за них оплату. Это так называемые интернет-агрегаторы. Их в рунете не так уж много - около 30. Есть и иностранные компании, предлагающие свои услуги в России. Для предпринимателей это малозатратный способ продать свои товары или услуги. Загрузил каталог, дождался модерации, выбрал способ оплаты услуг агрегатора и жди заказов.

Покупателям вроде бы тоже удобно: зашел на сайт, выбрал нужный раздел, и перед тобой целый перечень товаров или работ от различных производителей, компаний, сетевых и интернет-магазинов. Можно сравнить цены и выбрать оптимальный вариант. Но в Роспотребнадзоре предупреждают: сегодня деятельность агрегаторов не подпадает ни под какие юридические нормы. В законе о защите прав потребителей вообще нет такого понятия, как интернет-агрегаторы товаров и услуг. Разработанные надзорным ведомством поправки в закон как раз и вводят туда это понятие.

"За последние пять лет количество жалоб в Роспотребнадзор на дистанционную торговлю выросло в 2,5 раза и составило более 34 тысяч, - пояснила "Российской газете" глава ведомства Анна Попова. - Чаще всего покупатели жалуются на то, что крайне сложно вернуть товары, в том числе и ненадлежащего качества, и получить за это обратно деньги, на то, что продавцами нарушаются сроки доставки". Но если проблемы возникают с интернет-магазинами, то можно хотя бы на них в суд подать, а когда речь идет об агрегаторах, которые лишь аккумулируют информацию и по сути оказывают услуги лишь информационного характера, но при этом берут с покупателей деньги, то непонятно, как вернуть эти деньги обратно, если что-то не устроило. Руководство компаний-агрегаторов всегда скажет, что информацию мы предоставили, деньги переслали непосредственным продавцам, вот с них и спрашивайте.

Председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин считает, что ужесточать надо ответственность интернет-магазинов. "Мы, - говорит он, - вносили в Госдуму предложения увеличить срок, в течение которого человек может передумать и отказаться от интернет-заказа, с 7 дней, как сегодня установлено российским законодательством, до 14 дней, как принято в большинстве стран Европы. Также мы предлагали установить ответственность банков за денежные переводы и усилить кибербезопасность персональных данных, которые сейчас аккумулируют у себя интернет-магазины. Наши поправки пока не учтены".

Что касается агрегаторов, то, по мнению эксперта, введение ответственности за качество товара может свести деятельность интернет-агрегаторов на нет. "Совершенно непонятно, - объясняет Янин, - как технически может проверить агрегатор информацию о каждом товаре, которую предоставляет продавец?" Вызывает у него также вопросы и норма, что если покупателю предоставлена ложная информация, агрегатор обязан возместить ущерб "в размере причиненных потребителю убытков". Эксперт опасается, что покупатели начнут требовать деньги и от агрегаторов, и от продавцов.

Замечания, конечно, резонные. Но что касается покупателей, то для нас, думаю, повышение ответственности и магазинов, и агрегаторов лишним не будет. А как уж сделать это корректно для рынка, задача специалистов и законодателей.