Хотя сам текст законопроекта до сих пор официально не опубликован, о его принципиальных положениях уже активно рассказывают допущенные к разработке депутаты и ведущие украинские СМИ. Например, влиятельный еженедельник "Зеркало недели" (ЗН) сообщает, что документ состоит из двух условных частей: "Во-первых, на законодательном уровне определяется комплекс силовых и дипломатических шагов, которые должны обеспечить освобождение оккупированных территорий. Во-вторых, создается правовой механизм использования вооруженных сил в Донбассе".
Напомним, что сейчас ответственность за проведение АТО формально возложена на Службу безопасности Украины (СБУ), а использование Вооруженных сил Украины в боевых действиях на своей территории против собственных граждан противоречит конституции, и в перспективе чревато исками от жителей Донбасса и международным судом. Убрать это чисто юридическое противоречие призван закон, объявляющий "отдельные районы Донецкой и Луганской областей" оккупированной территорией (причем "оккупант" в тексте закона прямо не называется), и дающий президенту Порошенко право использовать украинскую армию по собственному усмотрению. В том числе для полицейских операций и обеспечения режима военного положения в "отдельных регионах". На последнюю опцию отдельно указывают украинские комментаторы, справедливо полагающие, что в случае досрочных выборов, о которых в Киеве не говорит только ленивый, президент обязательно найдет повод для введения военного положения на контролируемой территории Донбасса. Это позволит игнорировать голоса минимум полтора миллионов заведомо нелояльных избирателей.
Впрочем, действительно ключевым словом в неопубликованном законопроекте является "оккупация", решающее, как кажется обитателям правительственного квартала Киева, большую часть их проблем, среди которых первая - принуждение Киева к исполнению Минских соглашений со стороны спонсоров мирного процесса. Законодательное объявление в одностороннем порядке Донецкой и Луганской народных республик "оккупированными территориями", по этой логике, должно снять с Киева ответственность за выполнение Комплекса мер, или, по меньшей мере, сделать крепче переговорные позиции. По-своему подбодрил украинскую сторону их в этом начинании глава Госдепа Рекс Тиллерсон, незадолго до появления самой идеи закона "об оккупации" заявивший, что Вашингтон не хочет связывать себя рамками "Минска-2".
Иными словами, в ситуации, когда "террористами" жителей Донецка и Луганска отказываются признавать ООН, западные политики и СМИ, киевские стратеги решили назвать их "оккупантами", и де-юре снять с себя любую ответственность за неконтролируемую территорию. Хотя эта ответственность, напомним, подробно описана в Минских соглашениях и их неотъемлемой части - законе "О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей", принятом Радой еще в сентябре 2014 года, но так и не введенном в действие. Тем более, что идея отказа от Донбасса давно обсуждается в высших украинских сферах, а один из авторов закона - депутат от президентской фракции Иван Винник, вчера прямо заявил, что смысл законопроекта в том, чтобы "заставить Россию платить", а также "не сдерживать нашу армию".
Ситуация с анонсированным законом в чем-то напоминает недавнее законодательное закрепление Верховной Радой "членства" Украины в НАТО, сделанное исключительно для внутренней аудитории и удовольствия спикера Рады. Напомним, что ни один украинский закон не может заменить собой Минские соглашения, одобренные Совбезом ООН и имеющие статус международного соглашения. Зато в сухом остатке Порошенко получит возможность использовать армию внутри страны и отменять выборы там, где его не любят. Кажется, ради этого все и затевается.